На Байкале проводится экологическая операция — со дна озера поднимают автомобили. Только за последние 15 лет там утонуло больше 200 машин. В автомобилях осталось масло и бензин, а это серьезная угроза для озера.
Автомобиль ушел под воду четыре года назад, водитель и пассажир погибли. Тогда тела мужчин сразу подняли на поверхность, теперь настала очередь машины. За это время иномарка покрылась водорослями, детали кузова проржавели. Еще немного — и подводная эвакуация была бы невозможна, так как седан мог развалиться на части.
Машина утонула на достаточно большом расстоянии от берега — около 300 метров. Глубина в этом месте — около 5 метров. Операция проходит в межсезонье. В это время года на Байкале часто бывают штормы.
Для того, чтобы извлечь машину из под воды, спасатели применяют понтоны. Водолазы закрепили иномарку тросом, затем в ее салон поместили мобильные балласты. Понтоны начали наполнять сжатым воздухом, который подается с корабля. Спасатель-водолаз Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Николай Рыбаченко отмечает: "Наша задача очистить побережье и дно Байкала. В машинах много бензина в баках, масла. Все это загрязняет Байкал".
Обычно утонувшую технику поднимают зимой, когда на толстом льду можно установить подъемную технику. Сейчас самый эффективный способ — это понтоны, с использованием которых можно поднять и отбуксировать утонувшую машину к берегу, где к делу приступает наземная группа. Мощный КамАЗ вытягивает машину на сушу, после чего основная и самая сложная часть операции закончена. Теперь остается доставить "Тойоту" на стоянку.
Заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Михаил Сукманов подчеркивает: " Работа по поиску затонувших объектов будет проводится и дальше. Есть еще около трех точек, которые нужно проверить, как говорится, отбить. Если они подтвердятся, то дальше будут проводиться работы по подъему".
За 15 лет на Байкале затонуло 215 автомобилей. Чаще всего гибнут рыбаки и местные жители, которые съезжают с официальных ледовых трасс. Спасатели говорят, что Байкал ошибок не прощает. "Лед Байкала не статичен — он "дышит", движется. Поэтому при подвижках льда трещины могут образоваться в самых неожиданных местах. Они могут быть небольшими, около 30 сантиметров, а могут достигать и нескольких метров в ширину", — предостерегает спасатель Андрей Либе.
С 2002 года водолазы Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России подняли со дна почти сотню автомобилей.