На поиски аргентинского "Сан-Хуана" отправляется российский "Янтарь". Это океанографическое судно, оборудованное аппаратами, которые позволяют обследовать глубину до 6 тысяч метров. К операции также присоединятся специалисты 328 экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. Решение об отправке "Янтаря" принял министр обороны России Сергей Шойгу после телефонного разговора со своим аргентинским коллегой Оскаром Агаудом. Разговор был проведен по поручению президента России. Поиски субмарины продолжаются уже неделю. На борту 44 человека, запас кислорода заканчивается.
Авария, которая с каждым часом все ближе к тому, чтобы стать национальной трагедией Аргентины. К поискам 44 подводников подключаются все больше стран: от близких Бразилии и Британии – их Фолкленды совсем рядом – до обратной стороны планеты. Помощь аргентинскому коллеге предлагает президент Путин.
Владимир Путин высказал президенту Аргентинской республики Маурисио Макри слова поддержки в связи с ситуацией с пропавшей в Атлантическом океане подводной лодкой "Сан-Хуан". С российской стороны предложено оказать соответствующую помощь в поисково-спасательных работах.
Уже сегодня к Южной Америке отправили океанографическое судно "Янтарь". Новейший корабль спустили на воду в 2015 году. В арсенале — подводные аппараты "Русь" и "Консул", способные погружаться на шесть километров. Еще "Янтарь" может нести знаменитые батискафы "Мир", которые провели 35 экспедиций по всем океанам и уже спускались к затонувшей советской подлодке "Комсомолец".
"Сложность, во-первых, если это управляемый аппарат, то это давление. Еще самое главное – это темнота, в которую погружается сам аппарат. Представляете, это такой же космос. Все взаимосвязано с тем, что происходит по погодным условиям, которые могут измениться в любой момент", — объясняет руководитель общественно-патриотического движения Арсений Крицкий.
Площадь поиска по маршруту "Сан-Хуана" – тысячи квадратных километров. Последний раз на связь подлодка выходила в 7.30 утра 15 ноября. Спустя три часа после радиоконтакта в 50 километрах к северу наземные станции зафиксировали "акустическую аномалию" неприродного происхождения. Если причиной шума стала авария, значит и лодка должна быть рядом.
"Сейчас мы изучаем аномалию тремя разными способами и тремя типами оборудования. Звук зафиксировали в среду, и это ближайшая точка к месту последнего известного местонахождения лодки. Поиск не прекращается и в других районах", — рассказал официальный представитель ВМФ Аргентины Энрике Бальби.
В спасательной операции может помочь и противолодочная авиация. Например, самолеты Ил-38 с воздуха способны засечь крупный металлический объект на глубине сотен метров. Сверху ищут и масляные пятна на воде.
"Плавающие предметы, они обнаруживаются с помощью оптических полей. Буи, которые могут применяться, в том числе, с закрепленными гидрофонами, они достаточно эффективно работают по поиску шумящего объекта или производящего звук. Ну и, конечно, электромагнитные поисковые системы, установленные на авиационных системах, они могут измерить отклонения электромагнитного поля в данной точке", — говорит специалист по глубоководным исследованиям, командир подводной лодки Всеволод Хмыров.
Поисковый комплекс "Пантера Плюс", который тоже направили в помощь, может перевозить авиация. А вот трансокеанский переход даже у быстроходного судна займет не один день. Операция, по словам аргентинских офицеров, на седьмые сутки поисков переходит в критическую фазу.
"Критическими являются глубина и время. У полностью герметичного объекта, каким является подводная лодка, на глубине тем или иным образом вода, просачиваясь, будет увеличивать давление. Увеличенное давление на подводной лодке вызывает необходимость декомпрессии человека", — поясняет Всеволод Хмыров.
Континентальный шельф у берегов Патагонии не опускается ниже двухсот метров. Критическая глубина для подлодок типа "Сан-Хуан" — 300. А значит шансы найти живых — еще остаются.