Неужели американская президентская кампания теперь сведется к шоу "Дональд против Хиллари"? И это при том, что антирейтинг у обоих среди избирателей зашкаливает за 60%.
Но не будем торопиться.
У демократов почти все ясно. Для выдвижения в президенты на партийном съезде летом Клинтон нужны голоса 2383 делегатов из 4762. После победы на очередных праймериз во вторник, 15 марта, которые проходили сразу в четырех штатах у Клинтон — 1599 голосов, у левака Берни Сандерса — почти в два раза меньше. Невероятно, что он ее догонит. Впрочем, в номинацию Сандерса никто всерьез и не верил. Бывшему госсекретарю конкурент уже не столько он, сколько ФБР, ведущее уголовное дело по поводу использования ею личного сервера для отправления электронных писем, содержавших гостайну.
У республиканцев Трамп победил в Иллинойсе, Северной Каролине и Миссури. А одолев сенатора от Флориды Марко Рубио в его родном штате, он отправил того, считавшегося восходящей звездой республиканцев, в "нокаут" из президентской схватки. Чтобы получить номинацию в первом же голосовании на конвенте в Кливленде в июле, Трампу нужно 1237 делегатов из 2 472. У него пока 646, у ближайшего преследователя сенатора от Техаса Теда Круза- 396. Однако в гонке остается еще один претендент – губернатор Огайо Джон Кейсик. Он сумел на сей раз впервые из 20 праймериз победить в родном штате, отняв большое число делегатов у Трампа. Победи тот в Огайо, где делегаты распределяются не пропорционально между кандидатами в зависимости от числа голосов, а по принципу "победитель забирает все", его уже было бы не остановить.
У Кейсика нет шансов вырваться вперед. Однако он остается в гонке. Зачем? Потому что основная роль его, считающегося последним ставленником "партийного истэблишмента", это не дать Трампу приблизиться к заветному числу — 1237 голосов. Партийная машина республиканцев работает против Трампа, его кампания ведется силами, в основном, волонтеров из числа представителей среднего класса, недовольного "заевшимися вашингтонскими элитами". Расчет партийных боссов на то, чтобы решающая борьба за номинацию развернулась уже на конвенте, где в результате закулисных сделок фаворит гонки был бы отодвинут, и с подачи партийного руководства возникла бы, как кролик из рукава фокусника, некая серая лошадка, на роль которой уже метит кандидат партии на прошлых выборах Митт Ромни. Поговаривают и о спикере палаты представителей Поле Раяне, хотя тот отпирается. Религиозного консерватора Теда Круза, кстати, тоже в партии недолюбливают. Как-то про него пошутили: "Если вы убьете Круза прямо в Сенате, а затем вас будет судить тот же Сенат, вас оправдают".
Правила праймериз у республиканцев разнятся от штата к штату. Есть, так называемые суперделегаты, их более сотни, которые не связаны никакими обязательствами. Но подавляющая часть делегатов связана обязательствами голосовать за победителя праймериз в своем штате в первом туре голосования на конвенте. И если тот не набирает абсолютного большинства, в следующих турах такие делегаты уже свободны от обязательств. Могут появиться даже кандидаты, вообще не участвовавшие в праймериз. Тут как раз в дело вступят партийные боссы. Они могут манипулировать правилами голосования, тасовать нужным образом список выступающих, могут спровоцировать пересмотр итогов праймериз в отдельных штатах из-за процедурных нарушений. Даже косвенный подкуп делегатов не будет считаться уголовным преступлением. К примеру, их уже уведомили, что для оплаты недельного пребывания в Кливленде на партсъезде они должны будут выложить из собственного кармана примерно по 3 тысячи долларов. В том числе на оплату гостиницы. Места в гостиницах бронирует партийное руководство. И некоторые не очень богатые делегаты-волонтеры Трампа, оказавшись по такому централизованному расселению в каком-нибудь "Хилтоне", будут чувствовать себя финансово стесненными. Тут-то с ними и можно "поработать". Теоретически есть вероятность, что отдельные приехавшие как "делегаты Трампа" уже и в первом туре не будут голосовать за него.
Партийное руководство "великой старой партии", как называют республиканцев, преисполнено решимости не допустить эксцентричного миллиардера до номинации. Дошло до того, что 119 членов партруководства выступили с открытым письмом, суть которого, что "если выдвинут Трампа, то лучше уж голосовать за Клинтон". Несколько так называемых суперфондов республиканцев, через которые финансируются их избирательные кампании, при том что Трамп, не нуждающийся в деньгах, вообще призывает запретить такие методы, собирают миллионы долларов на агиткампанию против миллиардера. Помимо ряда не устраивающих партийных боссов положений его программы и манер поведения, за этим есть и холодный расчет. По опросам, Трамп проигрывает пока Клинтон от 4 до 6%. Тогда как Тед Круз опережает ее на 1-3% и имеет возможность победить по числу выборщиков от штатов, которые, собственно, и определяют победителя, а вовсе не абсолютное число голосов избирателей по стране.
Для Трампа решающее значение будут иметь праймериз в Калифорнии в начале июня. От нее выбирают много делегатов. Если он их выиграет, то и на конвент может ехать уверенным в успехе. Если ему удастся даже просто приблизиться к заветному числу делегатов, просто так выставить его из гонки будет тоже трудно. В этом случае партии грозит раскол. Трамп может пойти независимым кандидатом. Тогда Клинтон точно обречена на сокрушительную победу. Если, конечно, ФБР не будет слишком усердствовать в вышеупомянутом расследовании.