В одной из программ "Вести недели" показали некий "коллекционный документ" — удостоверение бойца гитлеровской дивизии СС "Галичина". Внимательные зрители заметили в предъявленном документе неточности. Корочки — видимо, из тех, что попадают в коллекции любителей старины с европейских блошиных рынков, но сначала подделываются местными мастерами жанра. Такого сейчас сколько угодно — от подделок полотен гениальных художников до апокрифических цитат известных личностей. Пойматься на этом немудрено. Но если на рынке бойко идут подделки, значит есть к ним интерес. Будь то к художнику или просто к теме, как в данном случае с украинской дивизией СС "Галичина".
Преступная роль украинцев, поступивших на службу в подразделения гитлеровских войск СС, не ставится под сомнение. Украинские эсэсовцы, творившие свои зверства на оккупированных территориях, воевали в составе чужой армии, в чужой форме, под чужими знаменами, с командами на чужом языке и объективно в чужих интересах. Они служили машине, погрузившей мир в ужаснейшую из войн в истории человечества, машине, творившей неслыханные зверства под дикими лозунгами. Украинские эсэсовцы объективно служили продлению работы газовых камер и печей Освенцима. Победу же союзных сил над фашистской Германией, а у СССР в этой победе была решающая роль, украинские эсэсовцы затрудняли. За особые зверства были осуждены вместе со всеми войсками СС на Нюрнбергском процессе как военные преступники. Все вместе и каждый в отдельности. Без исключений.
И если даже склеенные в наше время аусвайсы напоминают нам о реальной истории, провоцируют интерес к настоящему, то я за это таким артефактам благодарен, как и всем зрителям, кто на тему откликнулся. В конце концов сегодня главное — сознательно не называть украинских эсэсовцев "героями", как это сейчас делают на Украине. Это уже непростительная подделка.
Например, как во Львове в предмайские дни отметили 73-ю годовщину создания украинской дивизии СС "Галичина". Сотни молодых людей — жертвы подделки истории — с плакатом вояки в немецкой каске, сами украшенные свастикой, орали: "Героям Слава!" Да и на плакате надпись впечатляет: "Не угаснет пламя славы". Какой славы, не очень понятно.
Воевала украинская дивизия СС "Галичина" вообще-то бесславно, если не сказать из рук вон плохо. Под Бродами в 1944-м угодила в котел и была наголову разбита маршалом Коневым. После переукомплектования дивизийники уже использовались Гитлером, прежде всего, как карательный инструмент в борьбе с партизанами, при этом участвовали в массовых расстрелах мирного населения, жгли деревни.
Официально нацистская символика на Украине, как и советская, запрещена. Закон, однако, используется избирательно. Свастика и ее варианты де-факто легализованы.
Тем временем власть на Украине впадает в паралич. Похоже, она не способна уже ни на что, даже реагировать на приказы американцев. Так, в канун мая в Киев прилетала замгоссекретаря США Виктория Нуланд и буквально требовала начать исполнять Минские соглашения. По ее графику, уже в мае Верховная Рада должна принять законы об особом статусе Донбасса и закрепить его в Конституции, амнистии и местных выборах. Сами выборы — не позже июля. Если нет, то новых кредитов Украине не видать.
Порошенко покивал, депутаты Верховной Рады покивали, но в реальности система власти в Киеве, словно загнанная кляча, уже лежит, и никакой хлыст и даже выстрел поднять ее уже не могут. Дело в том, что после развала майданной коалиции в Верховной Раде и отставки неизвестно куда скрывшегося Яценюка новое парламентское большинство очень шатко. В нем всего 230 депутатов, тогда как минимальное число голосов для перемен в Конституции — 300. Минимальное число голосов для принятия любого закона — 226. При отсутствии депутатской дисциплины на практике это значит, что реально принять в Верховной Раде нельзя вообще ничего.
Настаивать бесполезно. Распустить майданную Верховную Раду Порошенко тоже не может — новая окажется против него. Вот и клинч. Да еще и сам Порошенко — никакой.
При таком киевском раскладе 11 мая в Берлине собрались министры иностранных дел России, Германии, Франции и Украины. Это так называемый нормандский формат. Пытались двинуть Киев на исполнение Минских соглашений по примирению с Донбассом. Не продвинулись ни по одному пункту. Уже все "за", Киев — "против". Безнадежно. Лавров неисполненные Киевом пункты Минских соглашений перебирает уже, словно четки.
"Должен быть закон о выборах, который согласован с Донецком и Луганском. В этом же пакете должны быть решения об особом статусе Донбасса, как в форме отдельного закона, так и в форме поправки Конституции. И, конечно, никакие выборы невозможны, пока не будет амнистии. По нашему убеждению, пока этот пакет не согласован и не одобрен, а одобрять его должна Верховная Рада, выборы проводить будет практически невозможно", — заявил глава российского МИД.
На этом и разъехались. Это была первая встреча министров, которая закончилась не к ночи, а к обеду, — говорить дальше было просто бессмысленно.
Если до этой встречи министр иностранных дел Германии Штайнмайер говорил, что минский процесс продвигается вперед со скоростью улитки, то после окончания переговоров в Берлине тот же Штаймайер констатировал: "Политический процесс застопорился".