30 лет назад в ночь на 26 апреля в ходе испытаний произошла авария на четвёртом блоке Чернобыльской атомной электростанции. Катастрофа стала крупнейшей за всю историю атомной энергетики. Несмотря на то, что Чернобыльская станция находится на Украине, больше пострадала от радиации соседняя Белоруссия. И последствия катастрофы там обнаруживаются до сих пор.
Наблюдательная вышка станции первичного оповещения – отсюда наблюдают за всем, что происходит в зоне отчуждения как с белорусской, так и с украинской стороны. Чернобыльская атомная станция отсюда (ФОТО), как на ладони — прекрасно видно саркофаг. И, что самое удивительное, уровень радиации здесь намного выше, чем, например в Припяти.
Несколько дней после катастрофы ветер сдувал радиоактивную пыль с горящего энергоблока в сторону Белоруссии. В результате сюда попали 97 процентов самых опасных – трансурановых элементов. От наблюдательной вышки до научной станции передвигаться можно только по специальному помосту, чтобы не поднять радиоактивную пыль.
В некоторых участках зоны отчуждения уровень радиации достигает 20 зивертов при том, что смертельная доза — всего 6, и это еще не предел. Плутоний-241 здесь называют относительно безопасным, в процессе его полураспада образуется куда более страшный изотоп — америций, и пик радиационного загрязнения в зоне будет достигнут только к 2058 году, но при условии, что допуск в закрытую зону имеют три десятка ученых, это не так страшно. Куда больше опасений вызывают работы на четвертом энергоблоке Чернобыльской станции.
"Построили укрытие за 160 миллионов долларов в 1986 году в тяжелейших условиях. А сейчас 2,5 миллиардов запросили, и не знаю, сколько еще запросят. Это какая-то дурь", — говорит Илья Дудоров, руководитель строительного участка саркофага на ЧАЭС.
Илья Дудоров в 86-м руководил строительством защитного саркофага, тогда срок его службы определили в 30 лет, то есть, практически до сегодняшнего дня. Украинские власти в 2008-м простым росчерком пера продлили этот срок еще на 15 лет — до 2023 года. 2,5 миллиарда долларов заняли в Европе на строительство второго купола. А на сегодняшний день оказывается, что саркофаг второго уровня по сути фикция.
"После надвижки арки, которая представляет собой не столько защитное сооружение, сколько инструмент для демонтажа, будет произведен пилотный проект по демонтажу нестабильных конструкций", — рассказал Александр Новиков, заместитель директора по технической и ядерно-радиационной безопасности ЧАЭС.
По сути украинский проект нацелен на частичный разбор саркофага. Формально с целью укрепления, но что из этого выйдет, непонятно. Что может выйти наружу, никто не знает, 30 лет под купол никто не заходил.
"Какое там осталось количество ядерного топлива? Какие там процессы идут? На сегодняшний день никто не знает. Это все спорно, и все эти вопросы надо дальше изучать", — говорит Юрий Марченко, заведующий научным отделом Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.
Надвижку арки на саркофаг на Украине обещают начать в ноябре этого года. Станция первичного обнаружения все это время будет работать в привычном усиленном режиме. Забор проб каждые три часа.