Суд Гааги отменил решение о выплате 50 миллиардов бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС. Ранее Международный арбитраж вынес вердикт, согласно которому Россия должна была заплатить истцам компенсацию за якобы экспроприацию ЮКОСа. Однако в ходе разбирательств Москва сумела доказать, что спор — внутрироссийское дело, решать его голландский арбитраж не мог.
54 страницы доводов, фактов, ссылок на статьи международного права — это опубликованное решение окружного суда Гааги. Главная мысль, что Российская Федерация не должна выплачивать компенсацию по делу ЮКОСа в размере 50 миллиардов евро. Обвинения признаны голословными, все претензии с российской стороны снимаются. Несмотря на то, что юридически все совершенно закономерно, это решение уже назвали историческим. Пожалуй, впервые за всю историю, Гаагский суд принял решение в пользу России.
С самого начала европейские судьи пытались засудить Россию, ссылаясь на одну единственную статью документа под названием "Европейская энергетическая хартия". Хартию составили по инициативе Нидерландов с целью устанавливать правила игры в энергетической сфере. Россия этот документ не ратифицировала, но Гаагский арбитраж это не волновало. Решение осудить страну подгоняли аккурат к моменту введения санкций против России летом 2014 года. Дело развалилось как только начали копать: спустя полтора года признали, что одних только политических лозунгов для осуждения страны не хватит.
"Cуд пришел к выводу, что решение арбитража <...> противоречит письменному российскому законодательству. Гаагский суд учел факт того, что Российская Федерация подписывала Энергетическую хартию, но никогда ее не ратифицировала. Суд приходит к выводу, что арбитраж признан некомпетентным", — говорится в решении Гаагского суда.
"Это беспрецедентное и очень важное решение для России. Россия представила шесть основных аргументов. Каждый из этих аргументов служил достаточным основанием для отмены дела. Первый из аргументов состоял в том, что суд не имел юрисдикций для рассмотрения вопроса. И суд убедил этот первый аргумент. Поэтому суд не счел даже необходимым рассматривать пять остальных аргументов", — сказал генеральный директор Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков.
Михаил Ходорковский в своем Twitter уже отреагировал. Он написал, что "Запад решил ослабить давление". То, что дело пытались выдать за политическое, было понятно с самого начала. Иск в Гаагский суд акционеры ЮКОСа подали еще в 2005 году. Среди них партнер Михаила Ходорковского, который на тот момент находился в заключении, Леонид Невзлин, он осужден заочно на "пожизненное" за организацию убийств и покушений. Несмотря на богатое прошлое истцов, суд опирался исключительно на их рассказы. Например, Гаагский суд согласился с тем, что ЮКОС пытался уклониться от полной выплаты налогов через "подставные" структуры в Мордовии, но вызывать специалистов по российскому налогообложению суд отказался. Состряпать дело о несчастных бизнесменах, которых затоптала злая Россия было куда проще, чем разбираться в фактах.
"Мы столкнулись с беспрецедентным давлением именно в области правовой сферы на Российскую Федерацию. Судьи руководствовались тоже определенными мотивами. Вопрос, который касается того, учитывались ли сами по себе системы получения денег. Насколько справедливо получались те или другие активы", — сказал председатель комитета Госдумы России по конституционному законодательству и государственному строительству фракции "Единая Россия" Владимир Плигин.
Голландские арбитражные судьи, тем не менее, насчитали, что Россия по делу ЮКОСа обязана выплатить астрономические 50 миллиардов долларов компенсации. У специалистов сразу возник вопрос: это к ЮКОСу подошли так избирательно, или теперь в любой стране Европы можно не платить налоги, а потом в суде заявить — меня обанкротили и отобрали бизнес, верните мне все и желательно многократно. Хотя на самом деле во всем мире практика одинаковая: если у компании нет денег, чтобы заплатить долги и налоговые недоимки, то погашение долгов происходит в процессе банкротства, в том числе за счет средств от продажи активов. Здесь российские законы ничего нового не содержат.
"Это дело политическое, оно так выглядело. Сегодняшнее решение суда — это возвращение от политической ситуации к правовой. Потому что в отличие от Гаагского арбитража решение суда в Гааге — это решение чисто правовое. Как только мы перешли к вопросам права, Российская Федерация смогла отстоять собственные позиции", — заявил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
"Обратное решение уже Гаагского окружного суда — это тоже политика. Поскольку нет желания загонять Россию в угол, политики отступают и дают возможность решать такие сложные, изначально вроде бы политизированные вопросы на основе международного права", — сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
"Сегодняшнее решение окружного суда Гааги об отмене решения Третейского суда по делу ЮКОСа, прежде всего, означает отсутствие оснований для арестов имущества России за рубежом, попытки которых периодически предпринимались ранее", — заявил министр финансов Антон Силуанов.
Арестовывать все, что хоть как-то может быть связано с Россией, начали почти сразу. В июне 2015 года в Брюсселе заблокировали счета посольства России и представительств при ЕС и НАТО, заморозили все, что было на счету французского представительства информационного агентства "Россия сегодня". Буквально на прошлой неделе во Франции были арестованы около 700 миллионов долларов, которые принадлежали госкорпорации "Роскосмос" и оператору спутниковой связи "Космическая связь". Москве, в конце концов, удалось разблокировать практически все средства.
"Российская Федерация с самого начала процесса настаивала на том, что решение трибунала не учитывало важнейшие аспекты международного права. Россия предоставляла доказательства того, что бывшие акционеры ЮКОСа не являются иностранными инвесторами и не могут рассчитывать на защиту этой самой энергетической хартии. Важно отметить, что впервые за 20 лет отменено решение Гаагского трибунала. Мы приветствуем решение окружного суда Гааги, — сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
"В условиях информационной войны, которая ведется сегодня против России на Западе, я могу сказать, что судьи, которые вынесли решение в пользу России, не только профессиональные, они достаточно смелые люди, потому что сегодня из России и делают образ "империи зла". Победа России в этом деле — это юридическая, финансовая победа, это довольно большая имиджевая победа. Сегодня мы показали, что Россия умеет юридически грамотно отстаивать свои интересы", — отметил полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.
На беспрецедентное решение уже отреагировали и западные эксперты.
"Я очень обрадовался, когда узнал о решении суда в Гааге. Оно абсолютно адекватное и правильное. Требования, которые озвучивались ранее, меня шокировали. Судя по сегодняшнему вердикту, я могу сказать вам, что в Нидерландах включили голову и здраво расценили ситуацию", — сказал политолог Кристоф Херстель.
Бывшие акционеры уже заявили, что готовят жалобы. Эксперты не исключают, что финальная стадия дела может растянуться на годы.
Пойдет ли Европа до конца в восстановлении справедливости, станет понятно уже через полтора месяца. Слушания в бельгийском суде о снятии ареста с российского имущества назначены на 9 июня.