В Пресненском суде в понедельник начнут рассматривать ходатайство об аресте 14-ти фигурантов дела о массовом побоище на Хованском кладбище, где в результате драки со стрельбой были убиты трое и ранены около тридцати человек — как считает следствие, по финансовым мотивам. Среди тех, кому сегодня определят меру пресечения, — теперь уже бывший директор Хованского кладбища.
Возле Пресненского суда — усиленная охрана. Сюда привезли участников массовой драки на Хованском кладбище. Среди тех, кому суд должен избрать меру пресечения, — рядовые участники побоища, а также Никита Мошенко — столичный полицейский, правда, уже отстраненный от должности. Его роль в драке уточняется. В числе задержанных — и директор Хованского кладбища Юрий Чабуев. Он тоже успел лишиться своей должности. Именно его подозревают в организации драки.
"27 апреля прямо здесь, на кладбище, Юрий Чабуев сам их представлял: будете разрешения брать у этих ребят, все через их руки, будете на них работать", — говорит рабочий.
Не захотели. Выходцы из Средней Азии последние 10 лет чувствовали себя на Хованском кладбище как дома. Ставили памятники, подновляли оградки, копали могилы. Никаких договоров и чеков — но и цена сдельная. Клиенты оставались довольны.
"Ходят по кладбищу стихийно, как цыгане, предлагают свои услуги". "К нам подходили люди, спрашивали, что надо сделать — где-то подсыпать, что-то подкопать. Мы соглашались", — рассказывают посетители кладбища.
Все изменилось со вступлением в должность Чабуева. Он якобы объявил, что для работы на кладбище нужно получать "лицензию", и не у государства, а у третьих лиц. Были даже установлены четкие расценки.
"Первоначально, чтобы на работу устроиться, нужно было заплатить 40 тысяч и каждый день с каждого клиента 10 процентов от суммы", — рассказывает рабочий.
Чтобы заставить рабочих платить неподъемные для них суммы, на кладбище в субботу и приехали выходцы с Кавказа. Вооруженные травматическими пистолетами профессиональные спортсмены приехали на 15-ти машинах и встретили отчаянное сопротивление. Азиатские рабочие превосходили гостей с Кавказа числом и тоже оказались вооружены — рабочими инструментами, лопатами и ломами. В массовой драке, по разным данным, приняли участие от 200 до 500 человек.
17-летний рабочий Сухром Хураков был убит выстрелом в сердце. Еще двоих рабочих "спортсмены", вырываясь из окружения, насмерть сбили машиной. Усмирить собравшихся смог только ОМОН. Более ста человек задержаны.
"Один прямо на меня направил пистолет и начал стрелять. Я хотел увернуться, он три пули выпустил — одна вот попала", — рассказывает пострадавший.
При дактилоскопии выяснилось, что многие либо нарушили миграционное законодательство, либо живут по поддельным документам. Около 30 участников драки — до сих пор в больнице. Полиция начала экстренные проверки столичных погостов.
"Столичные полицейские проверяют все 78 кладбищ Москвы на предмет наличия нарушений финансово-хозяйственной деятельности и миграционного законодательства", — отмечает в эфире программы "Вести-Москва" начальник управления информации и общественных связей Главного управления МВД России по Москве Софья Хотина.
Известно, что ритуальная отрасль — одна самых высокодоходных и одновременно непрозрачных в стране. В Москве годовой оборот похоронного бизнеса достигает 10 млрд рублей.