Колумбия переживает один из самых драматических моментов своей истории: мирное соглашение с марксистской группировкой FARC (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – "Революционные вооруженные силы Колумбии"), более 50 лет ведущей против правительства партизанскую войну, оказалось под угрозой срыва. Несмотря на широкую агитацию и личную поддержку президента республики Хуана Мануэля Сантоса, документ поддержали менее половины избирателей: 50,22 процента высказались против его ратификации. Сам Сантос пообещал, что переговорный процесс продолжится.
"Я не сдамся, я буду продолжать мирные переговоры до последней минуты своего срока", — отметил Сантос в интервью после обработки большей части протоколов, когда стало ясно, что исход референдума сложился не в его пользу.
Наблюдатели называют главной причиной чересчур мягкие условия, согласно которым большинство партизан вообще избежит наказания за свои преступления, а тем, кто уже отбывает тюремные сроки, их урежут. Для многих колумбийцев такая ситуация недопустима: за 52 года конфликт правительства с FARC унёс жизни более 220 тысяч человек.
Президент заявил, что 3 октября намерен встретиться со всеми политическими партиями, чтобы обсудить с ними сложившуюся ситуацию. После этих консультаций, по словам президента, глава правительственной делегации Умберто де ла Калле вернётся в Гавану, чтобы продолжить переговоры с руководством группировки. Лидер FARC Родриго Лондоньо, более известный как Тимошенко, также подтвердил намерение продолжить переговоры с целью прекращения вооружённой борьбы и превращения FARC в легальную политическую силу.
"FARC вновь подтверждает своё намерение использовать только слова как орудие для строительства будущего, — отметил Тимошенко после референдума. – Положитесь на нас, мир восторжествует".
Итоги колумбийского референдума чем-то напоминают ситуацию после июньского "Брекзита", когда даже те, кто голосовали против Евросоюза, оказались ошарашены своей победой. Противники соглашения объясняют свою позицию тем, что предлагаемый документ был недостаточно хорошо согласован, и теперь у государства и FARC появился шанс доработать его так, чтобы были учтены интересы всех заинтересованных сторон.
"Победа противников соглашения – это победа более крепкого мира, мира, который включает нас всех, более стабильного мира, — уверен Франсиско Сантос, голосовавший против ратификации соглашения. – FARC я говорю: сохраняйте спокойствие, потому что мы гарантируем, что этот процесс будет успешно завершён".
По условиям соглашения, после того, как её члены сложат оружие, FARC должна была превратиться в политическую партию, имеющую право участвовать в выборах уже в 2018 году, когда закончится второй срок 65-летнего Сантоса. Кроме того, на ближайшие десять лет предполагалось зарезервировать за группировкой 10 депутатских мандатов, которые бы бывшие боевики получали вне зависимости от процента набранных на выборах голосов. Именно этот пункт вызвал наибольшую критику, в том числе, со стороны бывшего президента Альваро Урибе, который является последовательным противником мирных переговоров с FARC, членов которой, по его мнению, нужно не делегировать в парламент, а отправить в тюрьму.
Неоднозначные итоги голосования хорошо заметны на карте регионов, судя по которой против соглашения высказались, в основном, жители внутренних районов страны, где деятельность партизан была подавлена в годы правления Урибе. В свою очередь, население бедных районов страны, по-прежнему охваченных конфликтом, в частности, территорий, прилегающих к Карибскому морю и Тихому океану, напротив, поддержали документ.
В ближайшие месяцы главной задачей Мануэля Сантоса, который считает возвращение мира в страну главным инструментом по привлечению зарубежных инвестиций, станет выработка нового текста соглашения, который устроит не только FARC, но и оппозицию. Все предпосылки к этому есть: так, в ходе переговоров руководство группировки, наконец, признало долго отрицаемую связь с многочисленными преступлениями против мирного населения. Тем не менее, итоги референдума говорят о том, что половина жителей Колумбии считает, эти преступления должны быть не только признаны, но и наказаны.