В Польше — громкая премьера. Журналистам представили фильм "Волынь" о трагедии 43-го года. Для республики это первая художественная работа на столь болезненную тему. Теперь вопрос — может ли эта картина подорвать двусторонние отношения Польши с Украиной?
Белокурая полька Зося и статный украинец Петро. История их любви развивается на фоне лета 1939 года, положившего начало фактическому геноциду поляков. Эти два часа тридцать две минуты, еще не успели выйти в большой прокат, но уже успели войти в историю польского кинематографа.
Первый художественный фильм о Волынской резне, в которой, по самым скромным подсчетам, погибло 70 тысяч поляков, со слов режиссера картины Войчеха Смажовского, основан полностью на документальной хронике.
"Я считаю, что разговоры между польскими и украинскими историками, которые длятся уже много десятков лет, стоят на одном месте. Я хочу, чтобы эти разговоры снова начались, а политики должны создать отвечающую этому атмосферу, отойти на задний план и дать историкам поработать и найти доказательства. В этом фильме дело все в памяти, а не в мести", — говорит Войчех Смажовский, режиссер фильма "Волынь".
Создатели фильма изучили сотни архивов, а на съемочной площадке всегда присутствовал историк. Еще до начала съемок, сама тема будущего кино пугала и продюсеров и потенциальных спонсоров. Бюджет "Волыни" собирался долгих четыре года, и в большинстве своем – это пожертвования обычных поляков. Выходцев из тех семей, которые в свое время чудом пережили все зверства бойцов Украинской Повстанческой Армии (запрещена в РФ). К слову, острые моменты режиссер намерено не сглаживает, фильм изобилует душераздирающими кадрами истязательств. К примеру, в картине показана сцена, где бандеровцы лошадьми раздирают тело поэта Румеля.
"Надеюсь, что зритель поймет, что это фильм не против украинцев, а против национализма. Это очень актуальная тема сегодня. Мы можем увидеть — на что способен человек если его вооружить в определенную идеологию с разрешением на убийство", — уверен Войчех Смажовский, режиссер фильма "Волынь".
После закрытой премьеры в одном из кинотеатров Варшавы – открытая дискуссия. Зрители воспринимают увиденное с интересом. Молодые поляки в большинстве своем с вопросом "Волыни" знакомы опосредованно, особое внимание исторической трагедии в обществе стали уделять лишь последние 10 лет. Политика Польши по вопросу волынской резни с одной стороны однозначна – этим летом Сейм республики проголосовал за резолюции о признании 11 июля "днем памяти жертв геноцида от рук УПА". С другой стороны, невозможность отрицания геноцида сильно портит польско-украинские отношения, в связи с чем, множество политиков пытаются максимально сглаживать формулировки, как только речь заходит о вопросе волынской резни.
"В начале этой ситуации «Право и справедливость» сделало это пунктом своей предвыборной компании и отступиться от этого оно не могло. Но признание волынской резни геноцидом однозначно ставит Польшу по другую сторону фронта в украинском вопросе. Ведь Польша была одним из вдохновителей Майдана", — считает Кирилл Коктыш, политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО.
Этим летом ряд украинских политических и культурных деятелей написали так называемое письмо покаяния народу Польши. Однако, покаяние это – весьма условно. "Просим прощения и в равной мере прощаем преступления и несправедливости, совершенные в отношении нас" — это цитата. Формулировка данная удобна, и тогда речь идет уже не о геноциде, а о военном конфликте двух вроде бы братских народов. Именно поэтому, выход весьма однозначной по посылу "Волыни" большинством украинцев воспринят резко негативно. И неудивительно, что, когда трейлер фильма получил широкое распространение в сети, украинские дистрибьютеры, ранее изъявляющие желание прокатывать картину в Незалежной, все переговоры по этому вопросу внезапно прекратили.