"Убийство одного из командиров ополчения Михаила Толстых — это попытка дестабилизировать ситуацию в Донбассе" — это комментарий пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.
Комбат, более известный по позывному Гиви, погиб утром 8 февраля. Здание, где он находился, было обстреляно из огнемета "Шмель". В республике усилены меры безопасности, объявлен трехдневный траур. Власти ДНР уверены — это был теракт, к которому причастны украинские спецслужбы.
Михаил Толстых ("Гиви") родился в Иловайске. После начала боевых действий в Донбассе весной 2014-го, участвовал в боях за Славянск, Иловайск, донецкий аэропорт. Был ранен, на его жизнь несколько раз покушались.
Бронежилет и каску он надевал только тогда, когда приходилось оказываться на передовой. Гиви не раз повторял – от судьбы не уйдешь. И даже при таком мировоззрении фаталиста, внимание собственной сохранности командир "Сомали" все-таки уделял. Но относился к этому скорее – как к обязанности, которой требует устав и командование ДНР.
В расположении батальона "Сомали", как и положено, всегда находилась круглосуточная охрана – и караул, и видеонаблюдение, и даже противотанковые ежи. Но чудовищной диверсии все эти меры не смогли помешать.
По предварительной информации снаряд был выпущен с улицы из термобарического оружия "Шмель". Этот тип огнемета получил популярность еще во время войны в Афганистане. По мнению, специалистов, такой выбор оружия как минимум оригинален – снаряд настолько мощный, что при своем 93-м калибре по фугасному воздействию не уступает 152-милиметровым артиллерийским снарядам. "Шмель" выжигает всё живое на площади до 80 квадратных метров, при этом пробивая стены и заграждения.
"Чтобы действовать таким образом – диверсантам необходима была актуальная информация о планировке здания и точном месте нахождения Гиви. А получить такие данные можно было только от людей из ближайшего окружения. К подобной акции нужно готовиться долго и без поддержки в тылу противника никак не обойтись", — рассказал Александр Мусиенко, полковник ГРУ.
"Я думаю, что, нет, я уверен, что там была группа прикрытия, я бы действовал именно так", — считает Алексей, полковник спецподразделения ФСБ.
Силовики говорят, что если задача поставлена, то её выполнение — лишь вопрос времени и средств. Ведь, как известно, убивают даже первых лиц государств.
После гибели комбата "Спарты" Арсена Павлова – военные ДНР и ЛНР по распоряжению командования усилили меры собственной безопасности. Но это не спасло от гибели на прошлой неделе командира народной милиции Олега Анащенко. Его автомобиль подорвался в центре Луганска. По предварительным данным расследования, диверсанты прикрепили взрывное устройство к днищу джипа.
До этого, по такой же схеме были убиты Павел Дрёмов, Евгений Ищенко, Алексей Мозговой. Эта череда убийств силовиков в непризнанных республиках – в первую очередь прокол служб контрразведки ДНР и ЛНР.
"Убийство Гиви, безусловно, еще и серьезный психологический удар по ополчению. Тем более, в такой непростой период — ежедневного ожидания наступления со стороны ВСУ", — отметил Сергей Гончаров, президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа".