К "войне с наркотиками" подключат армию


GLP

Филиппинская армия создаст группу оперативного назначения, действия которой будут направлены на борьбу с наркоторговлей. Такое решение было принято после того, как Родриго Дутерте приостановил работу подразделений полиции по борьбе с торговлей запрещенными веществами.

Филиппинская армия создаст специальный батальон, действия которого будут направлены на помощь правительству в борьбе с наркоторговлей, которую начал президент страны Родриго Дутерте.

Дутерте, недавно приостановивший работу наркополиции, призвал военных принимать участие в преследовании наркоторговцев. Он также заявил о своем желании предоставить войскам полномочия арестовывать полицейских, нарушающих закон.

Такое заявление прозвучало после того, как в январе 2017 года выяснилось, что сотрудники подразделения по борьбе с наркотиками убили южнокорейского бизнесмена в штаб-квартире национальной полиции. Убийство иностранного гражданина вызывало большой скандал как внутри страны, так и по всему миру. Начальник полиции Филиппин Рональд Дела Роза пообещал, что в подразделениях по борьбе с наркотиками пройдут чистки.

Однако, по словам главы филиппинского Агентства по борьбе с наркотиками (PDEA) Исидры Лапена, привлечение военных сил не повлечет за собой серьезных изменений. Вооруженные силы страны не будут играть ведущую роль в борьбе с наркоторговлей: они будут выполнять лишь резервные функции и не станут патрулировать улицы.

"Мы готовы работать с PDEA, — заявил генерал Вооруженных сил Филиппин (AFP) Эдуардо Ано. — Группу оперативного назначения еще предстоит создать, но мы говорим о размере батальона".

Генерал добавил, что в рамках группы оперативного назначения могут быть мобилизованы от пятисот до пяти тысяч солдат в зависимости от угрозы.

Эдуардо Ано также исключил возможность участия военных в кровавых операциях, которые стали визитной карточкой некоторых рейдов, проведенных национальной полицией Филиппин.

"Вооруженные силы Филиппин не будут делать этого, мы не будем работать на улице, не будем принимать участие в преследовании уличных наркоторговцев, — подчеркнул генерал. – AFP будет помогать филиппинскому Агентству по борьбе с наркотиками в поимке наркосиндикатов высокого уровня".

Эти заявления были сделаны во время встречи выпускников военнослужащих в городе Багио, на которой также присутствовал Родриго Дутерте.

"Мне нужна помощь каждого из вас, особенно военных, не для социального контроля, а для защиты граждан от беззакония", — отметил президент страны.

Тем временем, 18 февраля на Филиппинах прошли массовые протесты, на которых люди выразили недовольство намерением президента восстановить в стране смертную казнь как высшую меру наказания, а также убийствами без судебных разбирательств. Кроме обычных граждан, в акциях протеста также приняли участие католические священники.

Методы, которыми Родриго Дутерте предпочитает бороться с наркоторговлей, вызывают ожесточенные споры по всему миру. Так, с начала прихода Дутерте к власти 30 июня 2016 года, на Филиппинах было убито больше 7700 торговцев наркотиками. Противники политики президента утверждают, что лишь малая часть от этого количества была действительно связана с торговлей запрещенными веществами, а отсутствие разбирательств и уголовных дел по таким случаям приводит к тому, что преступники используют борьбу с наркоторговлей как прикрытие для того, чтобы совершать убийства безнаказанно.

Споры вызывает также неоднозначное прошлое президента страны. В сентябре 2016 года сенатор Лейла де Лима инициировала расследование убийств без судебных разбирательств, в рамках которого выступил свидетелем бывший киллер Эдагар Матобато. Мужчина рассказал о существовании "эскадрона смерти" в Давао, городе, мэром которого был Родриго Дутерте. Тогда Матобато утверждал, что Дутерте лично платил за убийство наркоторговцев, а также неугодных ему или его семье людей. Вскоре после начала слушаний, Лейла де Лима была снята с должности председателя комиссии по расследованию. Само разбирательство так ни к чему и не привело и было закрыто.

Родриго Дутерте, который всячески отрицает существование "эскадрона смерти Давао", признался 14 декабря 2016 года, что убивал наркоторговцев на посту мэра. Свои действия он объяснил тем, что хотел показать полиции города как нужно бороться с преступниками.

Тем не менее, отставной полицейский Давао Артуро Ласканас заявил сегодня, что во время своей работы он убил радиоведущего, критикующего Дутерте. Убийство, по словам мужчины, было совершено по заказу водителя и близкого помощника мэра. Ласканас также добавил, что нынешний президент Филиппин платил деньги в полицию города за совершение заказных убийств.

"Все убийства, которые мы совершали в Давао, не важно хоронили ли мы жертв или выбрасывали в море, спонсировались мэром Роди (Родриго) Дутерте, — заявил Ласканас во время пресс-конференции в Сенате в Маниле. – Чаще нам платили 20 тысяч песо, иногда 50 тысяч в зависимости от цели, иногда 100 тысяч".

Показания Ласканаса отличались от тех, которые он сделал на слушаниях Сената в октябре 2016 года во время разбирательств по поводу незаконных убийств. Тогда мужчина отрицал существование "эскадрона смерти" в Давао. Секретарь президента по связям с общественностью Мартин Анданар заявил в интервью CNN, что претензии Ласканаса можно отнести к части затяжной политической драмы и попыткам критиков Дутерте прилепить к его имени ярлык заказчика убийств.

Можно предположить, что показания Артура Ласканоса не являются серьезной угрозой для Родриго Дутерте. Свою причастность к убийствам обычных граждан в Давао президент продолжает отрицать, а показания Эдгара Мотобато в сентябре 2016 года не только никак не повлияли на рейтинг Дутерте, но и были негативно встречены сторонниками лидера Филиппин. Кроме того, Родриго Дутерте имеет самый высокий с момента обретения страной независимости рейтинг одобрения – 76 процентов.