Наверное, самое яркое международное событие прошедшей недели — Экономический форум в Петербурге с участием президента Путина и премьера Индии Моди, глав других государств, генсека ООН Гутерреша, а также лидеров крупного и среднего бизнеса со всего мира.
Питерский форум — традиционно площадка осмысления возможностей бизнеса в контексте перемен в мировой политике. Пожалуй, главной переменой этого года стала русофобия, разносимая миру из Америки, словно заразное заболевание. Русофобия — это оружие, которое используется против России. Ментальное оружие.
Раньше во всем были евреи виноваты. Это антисемитизм, которым Германия оправдывала свои страшные преступления, осужденные на Нюрнбергском процессе. Сейчас вместо антисемитизма — русофобия. Теперь русские виноваты во всем, даже в проигрыше Хиллари Клинтон.
"Признать эту ошибку не хочется. Не хочется говорить, что мы такие, извините, что-то не догнали, чего-то не продумали. Легче сказать, что мы не виноваты, это виноваты русские, они вмешались в наши выборы, а мы — хорошие. Это мне антисемитизм напоминает: во всем виноваты евреи. Сам придурок, ничего сделать не может, а евреи виноваты", — заявил глава российского государства.
Путин к теме русофобии как к новому фактору современной международной политики, влияющей и на бизнес-процессы, возвращался на форуме не раз. Это потому, что в прошлом году такой истерики в отношении России еще не было.
Именно после осенних американских выборов тема русских хакеров, русских "гибридных войн", посягательства Москвы на устои демократии в США, демонизация России, голословные обвинения в адрес наших СМИ, угрозы новых санкций в адрес России, истерика по поводу наших действий против террористов в Сирии и русофобские приступы у Маккейна, который заявил, что Путин опаснее ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация), все это стало обостряться и перекинулось на Европу. Наверное, как никогда еще до сих пор. Жуткий образ нашей страны сегодня в Америке любовно взращивается и всей мощью западной прессы разносится по планете.
Хотя страх перед Россией на Западе не нов. Как раз об этом на Питерском форуме "Вести недели" поговорили с ректором МГИМО, академиком Анатолием Торкуновым. Анатолий Васильевич вспомнил, что русофобия в Европе началась еще в XI веке со времен раскола христианства на западную и восточную ветви. Наше православие, унаследованное от Византии, еще тогда вызывало в Европе страх. И тоже неоправданный. Ведь Русская Православная Церковь, например, не замарала себя ни варварством крестовых походов, ни Инквизицией. Опять же страх вызывали и бескрайние пространства России.
Продолжая размышлять по теме, академик Торкунов очень точно обратился к знаменитому философу Ивану Ильину, который еще в середине прошлого века, будучи в вынужденной эмиграции в Швейцарии, писал: "Европейцам "нужна" дурная Россия: варварская, чтобы "цивилизовать" ее по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, чтобы оправдать в ней революцию; религиозно-разлагающаяся, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее "неиспользованные" пространства, на ее сырье".
Лучше не скажешь. Прямо, как сегодня написано. Русофобская истерика в наши дни взяла столь высокую ноту, что на американском телеканале NBC экс-глава разведки США Джеймс Клэппер заявил о порочности русских на "генном уровне".
"Историческая практика русских, которые обычно почти генетически склонны к присваиванию, вмешательству, получению выгоды и так далее, — все это типично русские приемы", — считает Клэппер.
Вообще смешно, если посмотреть на практику американского вмешательства и череду разрушенных США государств от Югославии и Ирака до Украины. Но "генетически" порочны, конечно же, русские.
Русофобия на Западе — давняя забава. Но для сегодняшней волны эпидемии, разносимой из Штатов, характерны особо тяжелые формы. Так, "возбудился" странноватый профессор Таллинского университета Приит Хыбемяги. Со звериной серьезностью он объявил войну детскому мультику из России "Маша и медведь". Медведь, на его взгляд, слишком размягчает "правильное" представление о русском медведе, готовом всех порвать.
"Это борьба за умы, часть гибридного воздействия, в котором отрицательный образ России заменяется положительным. Послание России воспринимается без фильтров. Россия — чудесная страна, где живут Маша и Медведь. Дело в том, что Россия пытается расшатать устои Эстонии. Навязывание детям положительного образа России опасно для безопасности Эстонии", — уверен Хыбемяги.
То есть и медведь у нас в мультиках не такой, как им надо. Нам добрый нравится, а им от нас другой нужен: злой, рычащий, с кровью, капающей с когтей, огромный и дикий, ну, как мы с вами. По тем же причинам профессору Хыбемяги не нравится и медвежонок Винни Пух.
Говоря на Питерском форуме об антироссийской паранойе на Западе, в частности, в Америке, Путин выразил уверенность, что эта "хлещущая через край волна" скоро спадет. Нынешний же приступ, по мнению российского президента, обусловлен еще и тем, что проигравшая на президентских выборах сторона не готова признать свое поражение и куда легче валить все на русских.
"Это перенос внутриполитических дрязг в Соединенных Штатах на внешнюю арену. Это попытка решить внутриполитические вопросы с использованием инструментов внешней политики", — отметил Путин.
Обращаясь к американской телеведущей блондинке Мегин Келли, которая вела пленарную сессию в актуальной для Штатов журналистской манере, Путин с некоторой долей иронии прямо попросил ее: "Прекратите!"
Если же в целом, то Питерский форум произвел очень оптимистичное впечатление.