МИД России 28 июля ответил Конгрессу США, который утвердил новые антироссийские санкции. Если тезисно: с 1 августа американские дипмиссии лишаются складских зданий и дачи в Москве, а с 1 сентября сокращают число своих сотрудников в России с 1200 до 455. Именно столько российских дипломатов сейчас работает в Америке. Решение, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, санкционировал Владимир Путин. А в МИДе добавили, что Москва не отказывается от диалога с Вашингтоном, но чаша терпения переполнена.
Из здания посольства США на Новинском бульваре то и дело выезжают автомобили. Пока, видно, без багажа, но кто-то из дипперсонала уже явно пакует чемоданы. Их служебная командировка заканчивается досрочно. Число сотрудников американских диппредставительств — кроме Москвы это Петербург, Екатеринбург и Владивосток — не должно превышать 455 человек. Ровно столько российских дипломатов сегодня работают в США. И это ответная мера Москвы — вынужденная и ожидаемая.
"Мы ждали семь месяцев. Завтра ровно семь месяцев. Нам пытались выдвигать всякие неприемлемые условия, и в итоге чаша терпения переполнилась. Но главное даже не это, а главное — это, разумеется, вчерашнее голосование в Сенате Конгресса США, где прошел практически единогласно очень далеко идущий законопроект, согласно которому против России, имеется в виду ввести далеко идущие санкции. Ясно, что альтернативу американцы создают для себя. Этот законопроект — это средство запугивания всего мира последствиями непослушания, последствиями неготовности двигаться в фарватере американской политики, следовать политической воле Вашингтона", — заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Если из США последуют новые высылки, МИД обещает новый зеркальный ответ. Кроме того, с 1 августа Россия забирает у посольства США все складские помещения на Дорожной улице в Южном Чертанове и дачу в Серебряном бору.
Деревянный забор метров 20 в одну сторону, столько же — в другую. Дача американского посольства в Серебряном бору вообще мало похожа на типичные американские объекты. Здесь нет камер слежения, да и вообще каких-то повышенных мер безопасности. Собственно, и сейчас здесь нет никакой активности. На звонки никто не отвечает, да и на самой территории, похоже, тоже никого.
Несколько деревянных построек, детская площадка и зона барбекю — дачу рядом с коттеджным поселком и парком "Ветеран" в природоохранной зоне столицы посольство США использовало для неформальных встреч и пикников. Вызванный для вручения уведомления и ноты на Смоленскую площадь американский посол Теффт позже отреагирует в духе известного анекдота: "А нас-то за что?" Теффт "глубоко разочарован" и "категорически возражает".
"Посол США лучше бы глубокое разочарование выражал бы тогда, когда высылали российских дипломатов. Бесконечное шельмование России, которое сейчас происходит, объясняется во многом и внутриполитическими соображениями", — говорит заместитель секретаря Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе, в 1999-2002 годах — заместитель министра иностранных дел РФ.
Именно последние события с утверждением в Конгрессе масштабного законопроекта о новых санкциях говорят о том, что власти США взяли курс на открытую конфронтацию и данный Москвой шанс на восстановление отношений Белый дом не использовал.
Москва вела себя сдержанно, ответственно и до сих пор не отвечала на провокации. И даже сейчас, принимая ответные меры, действует гуманнее. На то, чтобы освободить дачу в Серебряном бору и склады, дает три дня. На сборы для высылаемых дипломатов мы отводим больше месяца. Россиянам же — 35 сотрудникам с семьями — в декабре, перед самым Новым годом, американцы дали всего три дня.
"Когда все это случилось при Обаме, мы могли принять такие же жесткие меры, точно так же выгнать такое же количество американских дипломатов, точно так же запретить детям американских дипломатов отдыхать в Серебряном бору. Но, тем не менее, этого не было сделано. Это был намек на то, что давайте, ребята, одумаемся и пересмотрим это. Но, видимо, до сих пор, так сказать, никто не одумался до конца", — говорит помощник посла СССР в США Анатолия Добрынина в 1981-86 годах Владимир Грачев.
"Можно так сказать, что этот шаг является ответно-упреждающим. Есть понятие такое — ответный упреждающий удар", — говорит главный научный сотрудник института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Так что сегодняшний шаг полностью укладывается в нормы международного права.
"Это — не санкции, это ответные меры, это выравнивание поля, это восстановление баланса. Сегодня об этом я сказал послу Теффту, с которым мы провели непростой, но профессиональный разговор. Я заверил его, что с российской стороны нет никаких признаков того, что мы рубим все на корню. Наоборот, мы восстанавливаем справедливость и призываем американцев проявлять выдержку. Мы предупреждаем вновь — и сейчас я это делаю публично — американскую сторону от попыток раскручивать конфронтационную спираль, от попыток наносить удар за ударом по нашим отношениям", — заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
В распоряжении США в Москве остаётся комплекс зданий на Новинском бульваре и в Большом Девятинском переулке, а также так называемый "Спасо-хаус" — бывший особняк Второва в Спасопесковском переулке, ставший резиденцией посла США еще в 33-м.
А вот в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке здания генконсульств принадлежат не США, а комитетам имущественных отношений этих городов. Так что место для маневра, если понадобится, еще есть. А Вашингтон от раскручивания спирали мер и контрмер Москва предупредила.