Тема:

Франция выбрала Макрона 9 месяцев назад

Макрон теряет доверие политиков и расположение прессы

Внимание европейской прессы приковано к первым шагам Эммануэля Макрона в должности президента Франции. В период предвыборной гонки его политическая позиция была достаточно расплывчатой и неопределенной, так что никто толком так и не понял, чего от него ожидать.

Автор: Дмитрий Киселёв

Внимание европейской прессы приковано к первым шагам Эммануэля Макрона в должности президента Франции. В период предвыборной гонки его политическая позиция была достаточно расплывчатой и неопределенной, так что никто толком так и не понял, чего от него ожидать.

И вот состоялся его первый зарубежный визит — в Берлин. Там новый французский президент встретил максимально теплый и радушный прием от канцлера Ангелы Меркель, которая, к слову, на год младше супруги Макрона Бриджит. Не знаю, поэтому ли, но общий язык нашли быстро и решили работать "вместе очень тесно". Оба жаждут укрепления Евросоюза и выступают за реформы.

Не откладывая обсуждение реформы в долгий ящик, Макрон и Меркель приступили к подготовке проекта новой франко-германской "дорожной карты" для Евросоюза. Предложения Макрона — в следующем: создать в рамках Еврозоны свой бюджет, ввести должность министра финансов Еврозоны и даже организовать новый парламент. Инициатива довольно радикальная и требует внесения изменений в основные европейские документы. Однако Макрон полон решимости реформировать ЕС по принципу интеграции "разных скоростей".

Автор: Анастасия Попова

В стране — разочарование и недоумение: Макрон не выполняет обещания. Он уверял, что первым делом поедет в горячую точку к войскам, в итоге сразу после инаугурации, как Саркози и Олланд, отправился к Меркель. Он говорил, что у него министров будет 15, а их — 18, добавить к этому еще 4 госсекретаря, получилось 22 человека в правительстве. С виду паритет: женщин — 11, но почти все они занимают второстепенные посты. Полного обновления состава тоже не вышло — у руля сразу семь социалистов.

"Впереди парламентские выборы, цель — обеспечить президенту большинство, чтобы идти по пути, который обозначил глава республики", — отметил Эдуард Филипп, премьер-министр Франции.

Заниматься внутренними делами поручили Жерару Коллону — верному стороннику Франсуа Олланда. Коллон сразу встал на сторону Макрона, еще когда тот основал свое движение за год до выборов. А на инаугурации потом плакал от счастья.

"Моя первоочередная задача — делать все, что возможно, для защиты наших сограждан", — отметил Коллон.

Еще один тяжеловес от левых — Жан Ив Ле Дриан — все пять лет при Олланде занимался вопросами обороны и за прошлый год нарастил экспорт оружия на 15%. Теперь он — глава МИД. И, похоже, недалеко отошел от военных дел. Первый шаг — предложение создать в Ливии единую армию. Противодействия со стороны французского Минобороны не будет, назначение там, скорее, номинальное.

Вторая в истории женщина-министр 52-летняя евродепутат Сильви Гюляр — абсолютный новичок в военном деле, зато хорошо владеет немецким и имеет орден за заслуги перед Германией. Выступает за вступление Турции в состав ЕС. В Министерство экономики и Министерство бюджета — два ведомства, где нужно проводить жесткие реформы — Макрон назначает правых — Брюно Ле Мера и Жерара Дарманана. Таким образом в глазах избирателя ответственными за непопулярные меры будут республиканцы. Тактика была продумана еще во время предвыборной кампании.

"Я не пытаюсь их завлечь. Я хочу их дестабилизировать, распахнув им свои объятия, чтобы со стороны выглядело, что они сами виноваты в том, что порвали с нами отношения", — сказал Макрон.

Около 200 республиканцев попали в ловушку и подписали письмо в поддержку Макрона, руководство партии пока исключило из своих рядов двух министров. Премьера Эдуарда Филиппа при этом не тронули.

"Перед ним стоит конкретная задача: с помощью временного правительства, где он никого не знает и не выбирал, защищать идею, которую он отвергал. Это очень сложная задача интеллектуально, и ему разбираться с этой шизофренией", — заявил Франсуа Баруа, министр юстиции Франции.

"Мы сожалеем, что президент принял столь неэлегантное решение и назначил премьера не из своего движения. Действительно, это тактика, направленная на слом как партии левых, так и правых, чтобы заполучить большинство", — считает сенатор Ив Поццо Ди Борго.

Эдуард Филипп на заре карьеры симпатизировал социалистам, потом перешел к правым. С Макроном, по его словам, согласен во всем на 90%.

Они познакомились 6 лет назад на ужине, хотя оба в разное время учились в Национальной школе администрации. Это — одно из самых престижных учебных заведений, ворота во власть, через которые прошла почти вся нынешняя политическая элита Франции.

В 2013-м Филипп голосовал против закона о прозрачности финансовой истории госслужащих. В своих декларациях годом позже он написал, что понятия не имеет, сколько стоит его недвижимость, включая квартиру в Париже. А остальное имущество оценил во франках. Отделался в итоге замечанием. Моральные качества чиновников — первое, что решает вынести на обсуждение совета министров новый президент.

Выбор Макрона — ожидаемый стратегический ход, направленный на укрепление имиджа реформатора, способного поменять политическую верхушку Франции, но в Люксембургском дворце XVII века, а ныне Сенате нового премьера лично знают многие и о его прошлых достижениях говорят весьма скептически.

За время работы мэром Гавра тарифы на транспорт стали выше, выросли цены на еду, жилье многим стало не по карману, безработица увеличилась, а покупательская способность упала. Он был депутатом нижней палаты парламента. За ПЯТЬ лет работы появлялся в зале лишь 10 раз, сегодня в 46 лет занимает одну из верхних строчек в рейтинге самых бесполезных чиновников Франции.

"Иметь правого премьера, когда президент, скорее, ближе к левым, — это хрупкий баланс. Макрону нужно создавать образ перемен, не потеряв доверия, что все эти новые люди смогут управлять. Ему необходимо, чтобы существующие партии становились слабее, чтобы он мог выжить, но есть риск, если он выиграет, и в парламенте у него будет мало оппозиции, то мы увидим ее вне стен. Либо бунтовать будет улица, на мой взгляд, это практически неизбежно, либо на региональных выборах мы увидим протестное голосование за Меланшона или за Ле Пен", — сказал политолог Доминик Рейнье.

Лидер "Национального фронта" после поражения во втором туре вновь корректирует свою программу и обещает пересмотреть позицию по ключевым вопросам, в том числе и в отношении евро.

"Я отдаю себе отчет, что тема евро сильно волновала французское общество, порой это был даже нерациональный страх. Нам придется это учитывать", — отметила Ле Пен.

Макрон у власти всего неделю, а его кредит доверия уже упал ниже уровня его предшественников — Жака Ширака, Николя Саркози и даже Франсуа Олланда. Ему верят лишь 45%, при этом 52% считают, что его правительство не продержится долго.

Обиделись на Макрона и журналисты. Президент, позабыв, что его привела во власть в том числе и массированная поддержка СМИ, свел контакты с прессой почти к нулю. Журналистов даже выставили за двери правительства, не дав снять новый кабинет министров. 16 ведущих компаний обвинили главу государства в покушении на свободу слова. Открытое письмо осталось без ответа.