Взрыв, прогремевший в столице Таиланда, унес жизни по меньшей мере 20 человек, еще более 70 получили ранения. Обе цифры продолжают расти, ситуацию осложняет второе устройство, обнаруженное на месте взрыва. В настоящее время его разминированием занимаются саперы. Прилегающие улицы и близлежащие станции метро перекрыты.
Ни одна террористическая группировка пока не взяла на себя ответственности за произошедшее. В полиции Бангкока пока не сообщают о версиях случившегося. Однако уже на первый взгляд этот теракт можно классифицировать, как преступление, совершенное на почве религиозной ненависти – взрыв произошел в непосредственной близости от храма Ераван, который также является популярной туристической достопримечательностью. Кроме того, в непосредственной близости находится пятизвездочный отель, а также крупнейшие в Таиланде торговые центры Central World и Siam Paragon.
Таким образом, на поверхности лежит версия, что организаторы взрыва поставили своей целью разжечь недоверие между буддистами и представителями других религий. Однако буддисты составляют абсолютное большинство населения страны (порядка 95%), и единственной значимой конфессией остается ислам. Мусульмане проживают в основном в южных провинциях страны и составляют около 4% населения. Теоретически причиной могло стать жестокое обращение тайских вооруженных сил с мусульманами-рохинджа во время ликвидации перевалочных пунктов для мигрантов на юге страны, однако до сих пор представители этой народности не проявляли себя на террористическом поприще.
Что касается террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ), то в ее заявлениях Таиланд никогда не фигурировал, а его территории даже не входят в территорию "всемирного халифата" – гипотетического образования, в которое, по мнению исламистов, должны войти все земли, находящиеся или когда-либо находившиеся под управлением мусульман. В Таиланде за всю его историю ни разу не было исламских правителей.
Еще одной версией является политическая, а именно обострение борьбы между военным правительством и кланом Чинаватов, к которому относятся экс-премьер-министр Таиланда Йинглак Чиннават, отрешенная от власти военными в мае 2014 года и ее старший брат Таксин Чинават, занимавший пост премьер-министра в 2001-2006 годах. В настоящее время Таксин находится в ОАЭ, так как на родине ему угрожают обвинения в коррупции. Йинглак также находится под следствием, которое грозит ей десятилетним тюремным сроком. Военные и монархисты традиционно опираются на городскую буржуазию, в то время, как Чинаваты – на фермеров и беднейшее городское население. В предыдущие годы столкновения между так называемыми "краснорубашечниками" (сторонниками Чинаватов) и противостоящих им "желторубашечниками" происходили на улицах Бангкока неоднократно, однако до терактов дело пока не доходило.
Противостояние между старым кабинетом и правящим военным правительством усилилось на фоне новостей об ухудшающемся здоровье 87-летнего короля Таиланда Рамы IX, традиционно играющего роль арбитра в тайской политике. Наблюдатели опасаются, что в случае смерти короля противоречия между двумя лагерями могут обостриться и не исключают возможности повторения массовых протестов 2006 и 2013 годов.
Если рассматривать теракт именно в контексте межпартийного противостояния, то на первый взгляд он выгоден оппозиции, которая на фоне взрывов в центре столицы наверняка обвинит военных в неспособности обеспечить гражданам необходимый уровень безопасности. Однако на практике правительство, которое возглавляет 61-летний генерал Прают Чан-Оча, скорее, всего, использует взрывы для усиления контроля над общественной жизнью.
Напомним, в конце прошлой недели военное правительство приняло пакет законов, вводящий резкие ограничения на проведение массовых демонстраций, вызвав критику со стороны международных правозащитных организаций. Согласно новым законам, демонстрантам запрещается подходить ближе 150 метров к правительственным зданиям и королевским резиденциям, а также блокировать проезд транспорта путем перекрытия автомобильных и железных дорог. За нарушение установленных правил предполагается год тюремного заключения и штраф в 100 тысяч бат (2,8 тысяч долларов).
"Этот закон прямо предназначен для предотвращения неудобств и насилия, которые случались в прошлом, — прокомментировал его принятие Чан-оча. – Невозможно иметь всё это: счастье, равенство, демократию – и ничего не давать взамен".