Дилма Роуссеф больше не президент Бразилии. Точнее, номинально она продолжает занимать эту должность, но обязанности главы государства больше не исполняет — ближайшие шесть месяцев их будет выполнять вице-президент Мишел Тамер, возглавляющий Партию бразильского демократического движения (ПБДД). Он же будет хозяином Олимпиады, которая будет проходить в Рио-де-Жанейро с 5 по 21 августа. Впрочем, все это произойдет, если Тамеру удастся удержаться на этом посту – над ним также сгущаются тучи.
Дорога к импичменту началась для Роуссефф более года назад, когда следствие обнаружило многочисленные случаи мошенничества, связанные со строительством объекта государственного монополиста на рынке нефтепродуктов – компании "Петробрас" [Petrobras = Petroleo Brasiliero – Бразильский Бензин]. Как выяснило следствие, в ходе строительства объектов сметы суммы завышались в несколько раз, а компании-подрядчики, как правило, были аффилированы с влиятельными чиновниками и бизнесменами, многие из которых входили в ближний круг президента. Первая попытка вынести президенту импичмент была предпринята еще в прошлом декабре, однако тогда на сторону президента встал суд, и оппозиции пришлось начинать процедуру сначала.
Несмотря на многолетнюю работу бок о бок со многими фигурантами "дела Петробраса", тогда против президента не было возбуждено никаких уголовных дел благодаря ее дипломатическому иммунитету. Хотя по всей стране прокатилась волна протестных митингов с требованием отставки Дилмы Роуссефф с поста главы государства, сама она заявила, что ни при каких обстоятельствах не планирует подавать в отставку, назвав планы оппозиции по ее отстранению "подготовкой государственного переворота".
"Я никогда не подам в отставку вне зависимости от обстоятельств, — заявила Руссефф в марте, выступая на встрече специалистов в области права. – Я не совершала никаких преступлений, которые могли бы сократить мой срок".
Самоуверенность, впрочем, не смогла помочь Роуссефф сдержать драматическое для нее развитие событий: пока она выступала с громкими заявлениями, следователи допрашивали сотрудников компании "Одбрехт" – одного из крупнейших подрядчиков "Петробраса", адвокаты которой незадолго до этого объявили о готовности сотрудничать со следствием. Однако главное событие, которому было суждено сыграть решающую роль в отставке президента, стал распад правящей коалиции, в которую входила ПБДД Мишела Темера.
Раскол коалиции произошел 29 марта. Решение было принято на тайном голосовании и заняло все время: слишком высокими были ставки, ведь члены ПБДД понимали, что в случае отставки Роуссефф на посту президента сменит Темер, который, согласно бразильским законам, будет занимать эту должность до следующих президентских выборов, назначенных на 2018 год.
Распад коалиции вызвал небывалый ажиотаж на улицах Рио-де-Жанейро, Сан-Пуалу, Белу-Орионти и других бразильских городов, которые охватила праздничная горячка: многие бары закрылись далеко за полночь, люди на улицах скандировали "Роуссефф – вон!" и "Темера – в президенты!". Впрочем, были и те, кого это известие глубоко опечалило: в основном, избиратели из рабочих семей, которые стали ядром электората Роуссефф на выборах 2010 и 2014 годов.
Несмотря на распад коалиции, у Роуссефф оставались призрачные шансы избежать импичмента: после выхода ПБДД у коалиции по-прежнему оставалось 180 голосов, способных заблокировать голосование. Тем не менее, выход из коалиции второй по размеру [после Партии Трудящихся (ПТ) самой Роуссефф] партии, более мелкие члены коалиции также приняли решение не поддерживать своих бывших партнеров.
В итоге голосование об импичменте в нижней палате парламента состоялось 17 апреля – импичмент поддержали 367 депутатов, в то время как против него высказались лишь 137. После этого вопрос перешел на решение Сената, на который у президента уже точно не было никакой надежды: даже до начала политического кризиса ее позиции в верхней палате были гораздо слабее, чем в нижней.
Последней соломинкой для Роуссефф стало уголовное дело о коррупции, возбужденное против спикера нижней палаты Эдуардо Куньо, который занимался организацией процедуры импичмента. Его преемник на этом посту Валдир Мараньяу поспешил объявить результаты голосования недействительными, так как в действиях его предшественника якобы имели место фальсификации. Однако старания Мараньяу уже не смогли помочь президенту: спикер Сената Ренан Колейрос отказался аннулировать результаты голосования нижней палаты.
"Никакое личное решение одного депутата не может отменить итоги общего волеизъявления большинства парламентариев, — обосновал свой отказ Колейрос. — Нельзя допустить подобных вольностей с демократическими процедурами. Соглашаться с таким решением означает лично повлиять на весь процесс импичмента".
В итоге голосование в Сенате, как и ожидалось, прошло 11 мая и закончилось убедительной победой противников Роуссефф: 55 сенаторов против 22. Однако бенефициарам отставки президента пока рано радоваться: во-первых, им осталось чуть больше трех месяцев до проведения Олимпийских игр, но даже это для Мишела Тамера и его партии не самое страшное. Вполне возможно, что на импичменте Роуссефф дело не закончится и вскоре повтор этой процедуры ждет уже самого Тамера.
Дело в том, что еще в апреле против вице-президента Тамера также были выдвинуты обвинения в коррупции. Более того, по данным газеты "Фолья" к "делу Петробраса" причастны не только главы государств – бывшая и действующий – но также и большая часть руководящего состава правящей коалиции. И действительно, в отношении многих депутатов уже либо возбуждены уголовные дела, либо они находятся на уровне предварительного следствия. Все это заставляет критиков говорить о необходимости проведения новых парламентских и президентских выборов, чтобы очистить власть от коррупционеров. Многие политики, включая теперь уже бывшего спикера нижней палаты Куньо, поддерживают эту идею, предлагая провести выборы уже в этом октябре. О том, скажется ли политический кризис на организации такого серьезного мероприятия как Олимпийские игры, остается только гадать.