Между первыми заявлениями о военном госперевороте в Турции и новостями о том, что он подавлен, прошло всего четыре с половиной часа. Что в них вместилось?
Мощные бои с использованием боевых вертолетов, танков и даже истребителей. Крупнейшие многомиллионные города Турции — Стамбул, Анкара — почти сутки прожили в условиях уличных сражений. Сотни погибших, тысячи раненых.
Первые сообщения о происходящем в Турции пришли незадолго до полуночи по московскому времени. Здание турецкого государственного телеканала TRT было захвачено военными. Под дулом автоматов в эфир вышел спецвыпуск новостей.
"Уважаемые граждане Турции! Продолжаются систематические нарушения Конституции, нарушение президентом основных демократических свобод, прав человека. Из-за предательства принципов Ататюрка наша страна пришла к состоянию хаоса, в связи с чем вооруженными силами осуществлен захват власти, потерявшее доверие правительство отстранено, объявляется чрезвычайное положение", — заявила ведущая.
Через несколько часов, впрочем, эта же ведущая будет говорить совсем другие слова. "Меня под дулами автоматов заставили прочитать заготовленный текст, нам угрожали оружием, нас связали", — сказала она.
Попытка захвата власти были предпринята сразу по нескольким направлениям в ключевых городах Турции. В Анкаре авиация бомбила Генеральный штаб страны, бомбы сбрасывались на дворец президента, танки расстреливали парламент, был атакован полицейский участок. В Стамбуле, в котором находятся все ведущие телекомпании, военные захватили здания государственного телевидении и канала CNN-Тюрк, полностью заблокировали мосты через пролив Босфор и остановили работу крупнейшего аэропорта Турции — имени Ататюрка. Боевые действия дошли и до курортного города Мармарис — здесь бомбы были сброшены на один из отелей, в котором, как предполагали мятежники, прятался Эрдоган.
Впрочем, практически сразу паралельно с сообщениями о захвате власти в стране стали поступать заявления от премьер-министра Турции о том, что легитимная власть продолжает работать. Однако судьба президента Турции Эрдогана оставалась неизвестной. То, как он впервые появился на публике, конечно, войдет в мировую историю госперевоторов. Эрдоган заявил о попытке госпереворота и о том, что его организаторы будут жестко наказаны.
Откуда вышел в эфир Эрдоган, было неясно. Это послужило поводом для появления самых разных сообщений, вплоть до того, что он якобы уже запросил убежища в других странах. Телекомпанию CNN-Тюрк, выдавшую в эфир обращение Эрдогана, захватили тоже.
Однако сотовая связь продолжала работать, Интернет — хоть и с перебоями — тоже. На улицы вышли как сторонники Эрдогана, так и его противники. Раскол, как выяснилось, и среди военных. Действия заговорщиков поддержали далеко не все, в городах начались сражения между военными, верными власти, и теми, кто выступил против нее.
Наиболее ожесточенные бои — на мосту через Босфор. Драматизм ситуации — в сотнях фотографий с места событий. Солдаты в слезах. По информации турецких газет, командование, отдавшее молодым военным приказ о фактическим участии в перевороте, обмануло их и объяснило все происходящее учениями. То, что в реальности в городах с их помощью пытаются свергать власть, солдаты поняли, когда на них буквально накидывались толпы разгневанных людей. Возможно, потому так много кадров, как напуганные танкисты буквально мечутся по площадям, сшибая людей и машины.
Президент Эрдоган, судя по данным интернет-сайта, отслеживающего маршруты самолетов, до последней минуты не был в уверен в своей безопасности. Его борт взлетает из Мармариса, движется в направлении Стамбула и далее начинает буквально намытывать круги над городом, не приземляясь. Но ближе к утру становится понятно: в позиционных боях силы, верные Эрдогану, явно одерживают победу.
В аэропорту Ататюрка Эрдоган, несмотря на уже очевидное превосходство над заговорщиками, призывает людей не расходиться. На тот момент арестованы уже около трех тысяч военных, поддержавших госпереворот. Отстранены от работы две с половиной тысячи судей. Главным исполнителем и лидером переворота власти Турции называют экс-главкома Военно-воздушных сил, причем нынешнего главкома ВВС мятежники похитили прямо со свадьбы дочери. А вот главным организатором и идейным вдохновителем произошедшего руководство страны считает живущего в США турецкого оппозиционера, влиятельного проповедника Фетуллах Гюлена. 17 лет назад он был политическим соратником и другом Эрдогана, но после ссоры уехал в США, объявив о добровольном изгнании. Именно Гюллена Эрдоган обвинял в организации прослушивания телефонов турецкого руководства, в организации протестов несколько лет назад, и вот теперь его же обвиняют в организации госпереворота. При этом в адрес США тоже звучат весьма резкие заявления.
Понятно, что после подавления мятежа действия турецкого руководство во внутренней политике будут предельно жесткими.