Бойцы Антитеррористических сил Ирака впервые вступили на территорию Мосула спустя три недели после начала наступления на этот второй по размеру иракский город, в 2014 году павший под натиском исламистов. В настоящий момент Мосул, где, предположительно остаются порядка 1,5 миллиона жителей, является крупнейшим городом, контролируемым террористической группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ) (ИГИЛ) и считается "столицей" их самопровозглашённого "халифата".
После длительных боёв иракским войскам при помощи отрядов курдского ополчения "пешмерга" удалось вернуть под свой контроль большинство деревень вокруг Мосула. Сейчас бои идут уже в самом Мосуле, в его восточных предместьях. По словам руководителей операции, бои непосредственно на территории города ведутся впервые с 2014 года.
Операция по возвращению Мосула под контроль центрального правительства стала крупнейшей по масштабу со времён американо-британского вторжения в Ирак в 2003 году. Ранее в штабе операции сообщалось, что бои за полный возврат контроля над городом могут занять несколько недель и даже месяцев, однако через неделю после её начала премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что продвижение войск идёт с опережением графика.
Войска Контртеррористической службы Ирака (КСИ) наступают со стороны города Гогджали, индустриальной зоны на востоке Мосула. По словам участвующих в операции офицеров, войскам удалось с боем прорваться в район Карама, что стало их первым успехом в самом городе.
"Они вступили в Мосул, — заявил офицер, попросивший не указывать его имя, ссылаясь на секретность. – Сейчас бои идут в районе Карама".
Бои в Мосуле осложняются тем, что в городе по-прежнему проживают мирные жители, не успевшие эвакуироваться оттуда при наступлении исламистов. Все они, судя по деревням, которые уже удалось отбить иракским солдатам, исповедуют ислам суннитского толка: в ходе наступления 2014 года всё христианское население бежало или было убито джихадистами, объявившими о строительстве "нового халифата".
Возвращение Мосула под контроль Багдада должно стать реваншем для армии Ирака, которая оказалась не готова к наступлению боевиков летом 2014 года. В результате около трети этой нефтедобывающей страны оказалось под контролем исламистов, которые считают своей целью введение на подконтрольной им территории законов шариата. Кроме того, джихадисты активно борются с "идолопоклонством" путём разрушения музеев и древнейших памятников, многие из которых были построены древнейшими цивилизациями человечества тысячелетия назад.
"Битва за Мосул не будет пикником, — говорит Хади аль-Амири, возглавляющий организацию "Бадр" – крупнейшее шиитское ополчение, участвующее в наступлении. – Но мы готовы к битве за Мосул, даже если она продлится несколько месяцев".
Бойцы шиитского ополчения вступили в битву за Мосул в субботу, 29 октября. Согласно плану международной коалиции, которая оказывает наступающим войскам воздушную поддержку, они должны установить контроль над дорогой в Ракку – сирийскую "столицу" ИГИЛ (организация запрещена в РФ) и второй по размеру крупный город, который продолжают удерживать боевики.
Участие шиитских формирований в битве за Мосул прямо противоречит заявлениям высших официальных лиц Ирака, которые ранее обещали, что шииты не будут принимать участие в боях на территории "суннитского треугольника", чтобы не провоцировать межконфессиональных конфликтов с местным населением. Тем не менее, на данный момент ни о каких подобных инцидентах пока не сообщалось.
Ранее представители международных организаций уже предостерегали, что битва за Мосул может привести к гуманитарной катастрофе, и предсказывали, что после начала активной фазы операции количество беженцев из этого района может достичь миллиона человек. Пока с 17 октября, когда было объявлено о начале операции, в пункты размещения беженцев обратились 17,5 тысяч человек. Многие из них бежали из южных пригородов Мосула, отступая из которых, боевики разрушили все ключевые объекты инфраструктуры и подожгли находившиеся под их контролем нефтяные вышки.
"Тактика выжженной земли, используемая терпящими поражение членами ИГИЛ, имеет немедленное влияние на здоровье мирных жителей и длительные последствия для окружающей среды и условий проживания", — прокомментировали эти события в Управлении ООН по координации гуманитарных вопросов.