Тема:

Война с гомеопатией 6 лет назад

Лечитесь на здоровье: РАН хочет поставить крест на сахарных шариках

В России с новой силой вспыхнула дискуссия о пользе и вреде гомеопатии. Академия наук выступила с меморандумом, в котором гомеопатия признана лженаукой. Минздрав создает рабочую группу, чтобы определить дальнейшую судьбу гомеопатических методов.

В России с новой силой вспыхнула дискуссия о пользе и вреде гомеопатии. Академия наук выступила с меморандумом, в котором гомеопатия признана лженаукой. Минздрав создает рабочую группу, чтобы определить дальнейшую судьбу гомеопатических методов. Будут ли их применять в государственных клиниках, останутся ли препараты в аптеках, нужно ли преподавать гомеопатию в медицинских вузах? Так лечит ли гомеопатия?

Сахарные шарики от срывов голоса — актриса Анастасия Макеева ищет в гомеопатии гармонию без химии.

"Лечила страшнейшие для вокалиста диагнозы, такие как кровоизлияние в голосовых связках. Я лечила это с помощью гомеопатических средств", — признается актриса Анастасия Макеева.

И как дальше петь, если пилюли пропадут из аптек? Сенсационно прозвучали выводы комиссии РАН по борьбе с лженаукой: эксперты гомеопатию сочли неэффективной и даже опасной, предложили вывести из употребления в государственных больницах, а рекламу — ограничить.

"Гомеопатия, к сожалению, занимает слишком большое место у нас в общественном медпространстве. Люди тратят на нее неоправданно большое количество денег. Они не обращаются за нормальной медицинской помощью. И именно поэтому нужно указать гомеопатии ее место", — заявляет профессор Высшей школы экономики, один авторов меморандума и член комиссии по лженауке РАН, президент Общества специалистов общества доказательной медицины Василий Власов.

"Мы не запрещаем гомеопатию. То есть, кто хочет, пожалуйста. Если вы хотите лечиться, лечитесь на здоровье. Но мы вас предупредили", — не так категоричен кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой Александр Панчин.

Лечить подобное подобным — главный принцип гомеопатии. Его сформулировал две сотни лет назад немец Самуэль Ганеман. Он предложил выбирать лекарство, которое "само может вызвать страдание подобное тому, которое должно быть излечено". Благодарные ученики и поклонники увековечили его память и в Лейпциге, и в Вашингтоне, его роскошное надгробие на парижском кладбище Пер-Лашез.

Уважали учение и в России — гомеопатическая аптечка была у композитора Михаила Глинки. Федор Достоевский писал: "Гомеопатические доли ведь самые, может быть, сильные".

Минздрав гомеопатию официально разрешил приказом в 1995 году. С тех пор гомеопатию не только продают, но и преподают в медицинских вузах.

"Показателем того, что гомеопатия работает, действует, я могу назвать цифру — свыше 200 кандидатских и докторских диссертаций, которые были утверждены нашей Высшей аттестационной комиссией (ВАД). Эта серьезная организация лишний доказывает эффективность разумного использования этого метода", — отмечает академик РАН, профессор, заведующий кафедрой нелекарственных методов лечения и клинической физиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Вадим Зилов.

"У нас огромная база: 1200 клинических исследований, в которых подтверждается эффективность гомеопатического лечения", — поясняет врач-гомеопат, психиатр, психотерапевт Александр Фадеев.

На гомеопатию и БАДы американцы тратят три миллиарда долларов в год. Рынок в Европе оценивают в полтора миллиарда евро. Объем продаж в России — около 7 миллиардов рублей. Как работают шарики и гранулы — до конца не ясно. Помогает — железный довод излечившихся.

У Натальи — трое детей и ни одной таблетки. Она лечит семью только гомеопатией. Утверждает, что дешевле, и побочных эффектов — ноль.

"Это наш любимый крем, которым мы мажем синяки и ссадины. Гомеопатия работает и помогает", — утверждает многодетная мать Наталья Гончарова.

Принимали, принимаем и принимать будем — говорят сторонники метода. И задаются вопросом: не поторопилась ли комиссия с громким заявлением о лженауке? Впрочем, дискуссия — ровесница самой гомеопатии.

"Гомеопатия существует более двух веков. Значит, эти методы применялись, и тяжелых последствий от ее применения не было", — констатирует доктор медицинских наук, академик РАН Владимир Стародубов.

"Это не значит, что все нужно закрыть, изъять и выбросить тот материал, от которого нужно отталкиваться и внимательно разбираться, что же на самом деле происходит", — призывает депутат Госдумы, академик РАН, доктор медицинских наук Геннадий Онищенко.

И теперь головная боль для Минздрава — создать целую рабочую группу для решения вопроса о будущем гомеопатии.