Польша самоизолировалась в Евросоюзе, а ее политика не соответствует европейским ценностям, заявил президент Франции Эммануэль Макрон. Так он прокомментировал отказ Варшавы поддержать продвигаемые в Европе трудовые реформы. Поведением польского правительства недовольна не только Франция. Германия в шоке от внезапных претензий Польши на дополнительные выплаты за ущерб по итогам Второй мировой войны.
"Изображая жертву" — именно так в последнее время ведут себя поляки на внешнеполитической арене. По поводу претензий к Германии о дополнительных репарациях по итогам Второй мировой войны недоумевает не только Берлин. Требования объективно не выдерживают критики ни с юридической, ни с исторической точки зрения. У них самое банальное объяснение: пустой кошелек.
"Мне кажется, нынешние требования репарации исходят больше всего из плачевной ситуации в экономике нынешней Польши. Потребовать не мытьем, так катаньем. Может быть что-то лидирующая держава Евросоюза заплатит Польше, у которой сегодня экономика находится в жесточайшем кризисе. Если говорить об исторических корнях, Польша получила огромные приращения на западе своей территории за счет бывших германских земель. По оценкам некоторых экспертов, эти приращения позволили Польше больше чем на половину восстановить свою промышленность", — говорит научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Вообще-то, Варшава еще в 70-х годах заключила с Берлином договоренность, что все — больше никаких выплат. Кроме того, Польша получила часть немецких репараций, полагавшихся Советскому Союзу — это около двух миллиардов долларов. Вдобавок СССР оказал огромную помощь стране в восстановлении экономики, инфраструктуры, дорог, мостов, железнодорожного сообщения. Об этом Варшава предпочитает забыть, сосредотачиваясь на переписывании истории. Мол, Польша была советской колонией, и мы ей еще должны.
"Это просто чушь, что Польша может что-то с нас требовать! Сколько мы им отдали, помогли, восстановили. Если говорить, кто сегодня колония, то да, скорее всего, Польша сегодня колония США. И не исключено, что здесь какие-то тенденции идут из-за океана, чтобы Польша требовала с Германии. США будут потирать руки и управлять своими союзниками на европейском континенте", — уверен научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Национализм в основе политики польских национал-консерваторов из правящей партии "Право и справедливость". Зыбкая платформа для страны со слабой экономикой, но, как выясняется, большими амбициями. Трудно избежать параллелей с Украиной. При этом Варшава категорически против новой бандеровщины. На марши киевских ультраправых поляки отвечают собственными шествиями националистов. А еще возмущаются насчет нехватки рабочих мест, ведь после отмены виз украинцы хлынули в Польшу, их все больше на рынке труда, в том числе, нелегальном.
"Карьеры нынешних польских руководителей сплошь построены на спекуляциях на тему прошлого. А поскольку в истории Украины и Польши спорных моментов предостаточно (и волынской резней дело не ограничивается), то рано или поздно коса должна была найти на камень. И в данном случае Польша, конечно, выступает в роли сильной стороны, а Украина в роли слабой. Кто к кому ездит на заработки? Это украинцы стоят огромные очереди за картой поляка, а не наоборот", — объясняет старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
Не все гладко у Варшавы и с Литвой. Вильнюс возмущен недавней идеей изобразить на польских паспортах одну из главных литовских достопримечательностей — Острую браму. Усмотрел намек претензию Польши на бывшие восточные территории.
"Опять же столкновение двух национализмов: польского и литовского. Литва строит подчеркнуто национальное государство, где урезаются права национальных меньшинств (в частности, сокращаются часы изучение языков национальных меньшинств в школах). Поляки – это крупнейшее национальное меньшинство Литвы. И, естественно, Польшу это не устраивает, но и Литва не хочет идти на уступки", — рассказывает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
Все эти скандалы происходят на фоне возможных санкций Брюсселя в отношении Польши за отказ принимать мигрантов с Ближнего востока, который той же Германии поперек горла. Почему Берлин должен терпеть миллионы беженцев и страдать от них, а Варшава открещивается?
"Предварительное решение предыдущего правительства принять у себя семь тысяч беженцев, было объявлено новым руководством национальным предательством. Нынешний конфликт в отношениях Брюсселя и Польши не ограничивается одной лишь темой ближневосточных беженцев. Так, основными претензиями брюссельского руководства к полякам являются реформа Конституционного суда, реформа СМИ и в целом сворачивание демократических процессов в стране", — объясняет заместитель главного редактора портала RuBaltic.ru Андрей Стариков.
Право на новые репарации от Германии Польша готова отстаивать в суде Европейского Союза. Вряд ли это к чему-то приведет, но осадок точно останется. Как остается он при других конфликтах Польши с коллегами по ЕС и Украиной. Доказывая, с одной стороны, что рухнул миф о единой Европе, а с другой, если говорить о России, что национализм как политический вектор крайне ограничен.