Как добить террористов из ИГИЛ (запрещена в РФ)(террористическая группировка, запрещена в РФ) и восстановить экономические связи между Россией и Ираком? Эти темы в Петербурге Владимир Путин обсудил с иракским вице-премьером Нури аль-Малики. За последние годы Москва и Багдад подписали сразу несколько крупных соглашений, в том числе и в военной сфере. Свои обязательства Россия выполняет, и в Ираке это ценят.
Этот визит в Петербург для вице-президента Ирака был важен и с военной, и с политической точки зрения. Багдад заинтересован в продолжении поставок российского оружия. Но главное — это совместная борьба с терроризмом. Нури аль-Малики сегодня несколько раз подчеркнул: если бы не Россия, под ударами боевиков пали бы и Дамаск, и Багдад, а карту всего Ближнего Востока просто перекроили.
"В каждой такой встрече мы закладываем камень в основание желания углублять наши отношения", — скажет иракский вице-президент Путину. Единственная, по-восточному витиевата фраза. В остальном — только конкретика.
Иракский Мосул сегодня — это десятки тысяч погибших, до миллиона беженцев, город — в руинах. Оборотная сторона операции возглавляемой США коалиции по освобождению второго по величине города страны. Гуманитарная катастрофа. И даже сейчас, когда уже объявлено о победе в Мосуле, нельзя говорить о ликвидации ИГИЛ в Ираке.
"Ситуация в регионе и в Ираке остается сложной, — констатирует президент России Владимир Путин. — И мы это прекрасно видим, понимаем. Мне бы очень хотелось с вами сегодня поговорить о ситуации не только в стране, не только о наших двусторонних отношениях, но и о ситуации в регионе в целом".
"Мы добились ряда военных побед во многих регионах, в частности в Мосуле, — отмечает вице-премьер Ирака Нури аль-Малики. — Однако нам необходимо сосредоточиться на безопасности, так как и дальше террористы будут пытаться нанести удары по гражданскому населению. Решить кризис — и в Ираке, и в Сирии — невозможно исключительно военным путем. Необходимы политические усилия, которые помогут преодолеть разногласия".
В том же Ираке, считает аль-Малики, если и дальше сохранять принцип разделения властей по религиозному или национальному признаку, это может обернуться новым витком террористической активности. Ну, а помочь в восстановлении страны должны экономические проекты.
"Мы с вами еще запустили работу межправительственной комиссии по направлению экономического сотрудничества, еще предстоит много сделать, — продолжает Владимир Путин. — Но у нас есть другие направления, в частности, военно-техническое взаимодействие. Россия здесь ведет себя активно, помогает Ираку".
"Я очень благодарен России за то, что она внесла огромный вклад в сохранении целостности нашего региона, — говорит Нури аль-Малики. — Если бы не ваша роль, то карта региона значительно бы изменилась в очень негативном для нас ключе. Мы считаем, что и в будущем Россия сохранит здесь большое влияние".
Для обеспечения безопасности Ирак закупает у России вертолеты, а еще новейшие танки Т-90: 73 машины, и это, судя по всему, — лишь первая партия. Все потому, что и с турецкими "Леопардами", и с американскими "Абрамсами", что до этого стояли на вооружении иракских военных, террористы успешно расправлялись, а вот российские Т-90, как показала операция в Сирии, боевикам оказались не по зубам.
Сфера экономических интересов Москвы и Багдада — от ВТС до энергетики. Российские нефтяные компании занимаются разработкой месторождений. Последние соглашения, кстати, были подписаны здесь же, в Петербурге, во время Экономического форума.