На Татьяну Фельгенгауэр напал сын секретного физика и внук известного писателя


Михаил Почуев/ТАСС

Его мало кто узнал сразу. Напавшего на ведущую "Эха Москвы" Татьяну Фельгенгауэр 48-летнего Бориса Грица с трудом опознали его бывшие однокурсники по физическому факультету Московского педагогического госуниверситета. "Я бы его не узнал по фотографии", – признался его однокурсник Андрей Липатов.

Его мало кто узнал сразу. Напавшего на ведущую "Эха Москвы" Татьяну Фельгенгауэр 48-летнего Бориса Грица с трудом опознали его бывшие однокурсники по физическому факультету Московского педагогического госуниверситета. "Я не узнал его по фотографиям, — признался его бывший однокурсник, доцент Андрей Липатов. – За 10 лет с нашей с ним последней встречи он сильно изменился".

У сайта Вести.Ru оказались эксклюзивные воспоминания о Борисе Грице его однокурсников.

Борис Гриц в Москву привез гитару и книги

"Мы поступили в МГПИ имени В.И. Ленина в 1986 году. Иногородним предоставляли общежитие на Юго-Западе. А в 1988 году к нам на курс добавили шестую группу – лучших из лучших, собранных со всего Союза. Они должны были стать будущей преподавательской элитой региональных вузов, — рассказывает выпускник физфака МПГУ Александр Миронов. – Мы смотрели на них как на интеллектуальных монстров. Тем более, они отучились на один курс больше, чем мы. Правда, довольно скоро выяснилось, что они такие же, как мы. Где-то они знали больше или соображали быстрее, где-то мы. Среди вновь прибывших был и Борис Гриц. Так мы все, как оказалось, стали его однокурсниками".

19-летний Борис Гриц приехал из Сухуми в Москву навстречу светлому будущему. Он поселился в 401 номере. Угловые номера в общежитии на двух человек считались престижными, остальные селились в блоке из двух комнат – трешки и двушки, объединенных общим коридорчиком, ванной и туалетом.

Бориса Грица записали в мажоры, но вел себя он самым обычным образом. О том, что Борис Гриц – сын физика-ядерщика, доктора физико-математических наук – его соседи по общежитию узнали много позже. Даже адвокат Михаил Барщевский, родители которого дружили с семьей Грица, знал только, что Юрий Гриц – очень серьезный ученый, "сильно засекреченный в советское время". О том, что студент МГПИ — внук известного детского писателя Теодора Грица, автора исторической повести "Ермак" и образовательной книги "Меткие стрелки", также знали немногие.

С собой в Москву третьекурсник Борис Гриц привез гитару, на которой тихонько играл Окуджаву, и много книг.

Он подавал большие надежды

Борис вырос в интеллигентной семье, представить свою жизнь без книг он явно не мог. Интересовался физикой, устройством Вселенной, фракталами, визуальными иллюзиями. При этом был прекрасным рассказчиком – об интересующих его темах мог увлекательно рассказать, при этом быстро достав с полки нужные книги с иллюстрациями.

Это притягивало к нему. Он подавал большие надежды, мог увлечь за собой других людей. Правда, были свои "но". У студента было переменчивое настроение: только что он с горящими глазами увлеченно рассказывает о тайнах Вселенной, а через минуту впадал в угрюмость. Дальше стало хуже – пошли мелкие бытовые конфликты, что для общежития, правда, обычное дело.

В общежитии дело до врачей не дошло

То Бориса Грица раздражал шум в соседней комнате, то возникали ссоры из-за уборки кухни и мусора, а то он вытолкал за дверь зашедшего к нему за солью соседа. Неудивительно, что со временем общение с ним многие свели к необходимому минимуму. Однажды Татьяна Ендерова, староста этажа, на котором он жил, отметила странности в его поведении. Она даже раздумывала о вызове скорой психиатрической помощи. Впрочем, тогда дело до врачей не дошло. Впрочем, никакой речи о "телепатических контактах" с журналистками в то время еще не шло.

Несбывшиеся мечты

В 1991 году Борис Гриц окончил университет и получил диплом. С ним он уехал на родину, но вскоре вернулся в Москву. Занимался наукой, репетиторством, утверждал, что разработал собственную методику преподавания. Он жаждал признания, но его мечты не реализовались.

Гриц хорошо знал английский язык. Выпускник физического факультета уехал в США. В 2007 и 2008 году он, вроде, работал в Калифорнийском университете. Вернувшись, работал в Гидрометцентре, жил в Канаде, в Израиле. Занимался программированием, но работодателей пугали особенности его непредсказуемого поведения. С 2012 года найти новую работу он не смог.

"Он не мог найти себя, не мог найти работу в Израиле и России. В итоге у него начались сильные проблемы с головой: он писал какие-то сумасшедшие вещи в Facebook (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ), — написал об этом Михаил Барщевский.

На странице обладателя российского и израильского гражданства Бориса Грица в Facebook было всего шестеро друзей. Большинство из них – его однокурсники по МПГУ. Среди них Андрей Липатов и профессор МГУ Олег Баксанский.

Фотографии Бориса Грица обошли все СМИ

"В 2006 году я виделся с Андреем Липатовым, — вспомнил Александр Миронов. – Он рассказал, что весной встретил Бориса Грица на улице у родного факультета. Рассказал о его успехах. Тогда я Грица не вспомнил. Сказал, что мне надо увидеть хотя бы его фотографию. Теперь его фотография обошла все СМИ".

23 октября 2017 года в редакции радиостанции "Эхо Москвы" Борис Гриц ударил Татьяну Фельгенгауэр ножом в горло. За нападение на заместителя главного редактора "Эхо Москвы" ему грозит до 11 лет лишения свободы по статье "Покушение на убийство". 24 октября Пресненский суд Москвы пока арестовал злоумышленника на два месяца. Бориса ждет прохождение психиатрической экспертизы.