Донецкие и луганские ополченцы взяли под контроль большую часть Дебальцева. Они заявляют, что уже в ближайшее время будут контролировать его полностью. Отчасти это признали и киевские силовики, отметив, что отступили с ряда позиций и что в населенном пункте идут уличные бои. В так называемом дебальцевском котле окружено около пяти тысяч украинских военных. Сейчас солдаты сдаются десятками, а, по некоторым данным, даже сотнями.
"Каждая улица на этой территории сейчас под нашим контролем", — заявляют ополченцы.
Разбитые БТРы, перевернутые бронемашины, брошенные танки. Украинские силовики сдаются целыми подразделениями — снайперы, разведчики, наводчики. Всего в плену у ополченцев только за один день оказались полторы сотни украинских военных.
У тех, кто все еще прячется в окопах, заканчивается провизия — возможности подвозить ни еду, ни боеприпасы у украинских силовиков нет: они находятся в полном окружении.
Девятерых бойцов — военнослужащие спецназа восьмого отдельного полка — командиры бросили в наступление, сказав, что никакого котла нет.
"Я тебе скажу одну правду: когда я сказал в Минске — ребята, у вас есть котел дебальцевский. Мне устами одного из посланников Порошенко сказали, что котла нет в Дебальцево. И все, кто там сидит, они нормально воюют, они защищаются. Говорю, если вы сдадитесь — будете жить. Ваш президент вас предал. Вы для него никто. Хоть пять тысяч, хоть 50. Вы для Порошенко — кусок мяса", — пояснил сдающимся украинским бойцам глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.
Бойцами элитной 101-й бригады генерального штаба командовал лейтенант. Несколько дней они охраняли блокпост без еды и боеприпасов. А потом решили сдаться.
"В основном, о котле нам ничего не говорили. Мало информации передавали", — признается по-украински лейтенант.
Теперь раненым пленным ополченцы оказывают первую помощь.
"У вас опять сегодня день рождения, спецназ вы хренов", — обращается к пленным Александр Захарченко.
Под контролем ополчения сейчас находятся Никиншино,Чернухино, Редкодуб, Полевое, Санжаровка. По всему периметру окружения возведены эшелонированные укрепрайоны — это и есть тот самый дебальцевский котел. Внутри сейчас находится около 5 тысяч украинских военных.
Они пытались прорваться, но безуспешно. Киев делает вид, что окружения нет.
"Котла нет, потому что существуют коммуникации, которые мы держим", — заверяет командир добровольческого батальона "Донбасс" Семен Семенченко.
Иное мнение высказывают бойцы, которые находятся в окружении. Слова командира батальона "Кривбасс" Юрия Синьковского, который находится сейчас на западе Дебальцево, цитирует украинская пресса.
"Ситуация критическая и вопиющая. Ребята практически в полном окружении. Идут бои. Моральный дух падает из-за такого отношения — нет подкрепления. Все сидят, смотрят, наблюдают, ждут конца батальона. Моральный дух ослабевает",- констатирует командир 40-го батальона теробороны "Кривбасс" Юрий Синьковский.
"Наш сын тоже под Дебальцево. Информация такая: мы в окружении, есть нам нечего, пить нам нечего — мы из лужи пьем воду. Отстреливаться нам нечем", — рассказывает мать одного из украинских бойцов.
Сейчас под контролем бойцов самообороны 80 процентов Дебальцева. Луганская и Донецкая народные республики город освобождали вместе — это их первая совместная операция.
Бойцы ЛНР двигались с юго-востока — из Чернухино. В районе железнодорожных путей они встретили ополченцев Донецкой народной республики, после чего стали вместе продвигаться на запад. На данный момент уже заняты городской отдел милиции в районе Советской улицы и железнодорожный вокзал.
"Все происходит в рамках минского соглашения. По нему мы стоим на границе. Дебальцево — это уже наш тыл, а в минских соглашениях был пункт: все незаконные формирования должны быть либо уничтожены, либо разоружены. Подписав документ, мы в рамках этих соглашений на своей территории разоружаем и уничтожаем незаконные вооруженные формирования", — настаивает на том, что никаких нарушений договоренностей Минск-2 нет, Александр Захарченко.
"Кольцо очень плотное. Сейчас идут попытки прорыва со стороны Луганской, со стороны Мироновки — по батальону атакуют. Это будут очередные украинские жертвы. Пробить кольцо они не смогут. У нас очень плотная эшелонированная оборона выстроена по кругу вокруг дебальцевского котла. Котел замкнут на железный засов", — предупредил министр обороны Донецкой народной республики Владимир Кононов.
Бои вспыхивают всякий раз, как только украинские военные пытаются силой вырваться из окружения.
"Ночью зашли сюда в Чернухино. Здесь был дом, разрушили. Там – тоже. Утюжили танками, нас искали. А сюда – прямое попадание было", — поясняет ополченец.
Такой же смертельной опасности могут подвергнуться и наблюдатели ОБСЕ. Как и президент Порошенко в Минске, так и украинские военные вводят наблюдателей в заблуждение — мол, в Дебальцево тишина. На самом деле здесь пекло и смерть. Украинские военные стреляют, не разбирая.
"До тех пор, пока украинские войска не прекратят обстрелы населенных пунктов вокруг дорог Дебальцева, никто не может гарантировать безопасность работы наблюдателей ОБСЕ в этом районе. Всё, что необходимо сделать Киеву — отдать приказ окруженной в Дебальцево группировке прекратить стрельбу, сложить оружие, оставить технику и организованно выехать на территорию Украины", — поясняет замкомандующего корпусом минобороны Эдуард Басурин.
Лейтенант Дмитрий Иванов в 101-м батальоне воевал с декабря 2014 года. Теперь надеется, что в ближайшее время его обменяют на других военнопленных и он вернется в родной Ивано-Франковск.
- Что бы ты хотел сказать своим сослуживцам?
"Добровольно отступать и сдаваться", — отвечает лейтенант.
- Почему?
"Люди нас не поддерживают, мы не на своей земле", — наконец-то понял боец спецбригады.
"Гранату кинули в погреб. Это ужас какой-то", — жалуется местная жительница.
— Кто?
"Нацгвардия украинская! Бабе чуть руку не прострелили. Ужас какой-то! Старый человек — женщина 70-ти лет. Убили собаку. Зашли, прострелили дверь, выбили дверь, все повыбивали. И уходя, кинули гранату в погреб. Зачем это делать?" – возмущается женщина у дома 22 по улице Бабушкина.
"Когда еще не в котле, боже мой, жизни не было от них, жизни не было. Своими глазами видела, как огненное пламя мимо окон пролетало", — вспоминает пожилая жительница Дебальцева.
В освобожденных населенных пунктах местные жители вместе с ополченцами начинают восстанавливать дома. Первым делом меняют стекла в окнах. Однако большинство построек уже не восстановить — после регулярных обстрелов украинской армии от одного дома, например, осталось всего три стены. А от другого и вовсе одна. Местные жители отчаянию не предаются — поддерживают друг друга.
Дни, когда украинская армия контролировала поселок, местные жители вряд ли забудут. С сегодняшнего дня ополчение начало эвакуацию местных жителей из восточных районов Дебальцева. Для многих это будет первая за долгие месяцы ночь, проведенная не в подвале.
"По всем каналам будете показывать? У меня дети в Краматорске. Дети, мы живы", — обращается к родственникам женщина из Дебальцева.