Переговоры нормандской четверки в Минске завершились дипломатической победой России. И эта победа пойдет на благо как Украине, так и Евросоюзу. К такому выводу пришли европейские и американские журналисты, анализируя итоги саммита в белорусской столице. Однако теперь у экспертов много вопросов к президенту Порошенко.
Сутки буквально с лупой разглядывая кадры из Минска, европейская пресса пытается понять, кто выиграл. Самый высокий стул — у Владимира Путина. Самая нервная улыбка — у Порошенко. Самые мрачные лица — у Меркель и Олланда. Это не могло показаться одновременно всем: и Bloomberg, и New York Times, и итальянское издание Fatto Quotidiano убеждают читателей — в зал переговоров президент России вошел с козырными картами в руках и вышел из него победителем. За 16 часов Россия вернулась в мировую политику на свое заслуженное место — хозяином положения.
"Прекращение огня, одобренное Соединенными Штатами, воспринимается большинством как победа президента Путина. Но именно оно предотвратит экономический коллапс на Украине, поскольку позволит ей получить денежные вливания для спасения экономики. Гривна на прошлой неделе упала на 50%, боевые действия истощают казну, зарубежные инвесторы чураются Украины, торговля с крупнейшим партнером — Россией — заглохла", — пишет издание Foreign Policy.
"Чураются" — это самый мягкий эпитет. Любовь прошла, а король-то голый! К президенту Украины у Европы впервые ни капли сочувствия. Петр Порошенко в Минске все равно пошел бы на все условия — ради денег. После подписания соглашения, обращает внимание Foreign Policy, МВФ согласился на кредит в 17 миллиардов. Вряд ли Европа пошла на это без надежд на окно стабильности, и Украина очень постаралась эту видимость стабильности создать.
Оказавшись между Сциллой и Харибдой — плохим миром или проигрышем в войне, пишет The National Interest, Украина сдалась. "Украина крайне нестабильна, — сообщает издание, — Россия преодолевает глубокий экономический кризис. У Европы — масса проблем. Глобальное лидерство США под вопросом. Минск нельзя воспринимать ни как новую Ялту, ни как новый Хельсинки. Но стоит сделать все возможное, чтобы это шаткое перемирие не разрушилось, что привело бы к более развернутой войне и расширило бы масштабы европейского беспорядка".
Чуть менее беспощадны европейские издания к Меркель и Олланду, которые, сломав Порошенко, теперь вынуждены не спускать с него глаз, возя по Европе. Сомнения в том, контролирует ли он собственную армию и добровольные отряды, есть у всех. Хорошим знаком колумнисты считают тишину из-за океана. Разбираться у себя дома с проблемами Европа должна сама. А еще — срочно восстанавливать испорченные отношения с Россией.
"Мне кажется, у европейских лидеров сейчас есть прекрасная возможность присоединиться к Олланду и Меркель и показать, что они стоят на защите европейских интересов, поскольку в интересах Европы — прийти к долгосрочному мирному соглашению в Минске, — говорит британский журналист Нил Кларк. — Понятно, что экономическая война с Россией не отвечают экономическим интересам Европы, ведь европейская экономика от этого терпит убытки. Так что, я думаю, сейчас для Европы настал весьма значительный момент. Вопрос заключается в том, сможет ли Европа, если хотите, оторваться от воинственной части вашингтонского истэблишмента и согласиться на сделку, которая поможет разрешить конфликт и снять санкции в отношении России".
"Сколько продлятся договоренности?", — за два дня до их вступления в силу размышляют эксперты. Сделка может сгореть в Дебальцевском котле, который Порошенко отказывается видеть на картах.