"Прогресс" потерян. Аварийный космический корабль начал снижение. Специалисты Роскосмоса приняли решение: сводить грузовик с орбиты. Впрочем, сделать это без обратной связи не так-то просто. Запустить двигатели "Прогресса" и утопить его в океане уже не получится. Сейчас в ЦУПе пытаются рассчитать, куда упадут обломки.
Теперь точно известно: телеметрия с "Прогресса" перестала поступать в ЦУП за полторы секунды до отделения третьей ступени, которую российские средства обнаружения позже и зафиксировали в тридцати километрах от корабля. В Роскосмосе предполагают, что нештатная ситуация произошла при отделении грузовика от разгонного блока.
"Установлены отказы отдельных элементов и узлов транспортного грузового корабля, а также выявлено отсутствие герметичности магистрально-блоковой двигательной установки. В связи с этим дальнейший полет корабля и его стыковка с МКС не представляются возможными, — заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров. – В настоящее время прорабатываем варианты затопления корабля".
Только за сутки орбита "Прогресса" снизилась почти на сто метров. До верхних слоев атмосферы, оценивают в ЦУПе, остается еще около 20 километров.
Ночью 29 апреля, когда орбита "Прогресса" вновь стала проходить через зону видимости российских наземных средств наблюдения, специалисты ЦУПа отправили на орбиту пакет команд на совершение необходимых маневров. Однако из-за отсутствия телеметрической информации с грузовика, пока не ясно — приняты ли эти команды бортовой аппаратурой.
Приближаясь к Земле грузовик продолжает вращаться вокруг собственной оси. Это хорошо видно на кадрах, полученных с телекамеры, установленной на обшивке корабля. Если бы управление смогли восстановить, то включив двигатели на торможение, "Прогресс" свели бы с орбиты и затопили на так называемом кладбище космических кораблей вне судоходной зоны в юго-восточной части Тихого океана.
"Если мы говорим о неконтролируемом спуске "Прогресса" с орбиты, то речь о 3-5 днях, не более", — отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Юрий Кариш.
Сейчас в ЦУПе попросту отслеживают сход корабля с орбиты. Грузовик сначала достигнет верхних слоев атмосферы, а затем войдет в плотные. Несгоревшие обломки "Прогресса" могут упасть в любом месте на территории, ограниченной с севера и юга от экватора 52-й параллелью.
"Крупных обломков от "Прогресса" быть не должно. Но шары-баллоны, например, или какие-то детали двигателя могут достичь земли и что-то повредить. Но надо учитывать, что он не пролетает над Москвой, не пролетает над Санкт-Петербургом и так далее. Он летает над южными районами — от экватора и до широты в 51 градус", — пояснил главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин.
Случаи, когда грузовой корабль из-за нештатных ситуаций не долетал до станции, уже бывали. Поэтому на МКС всегда предусмотрен необходимый запас еды, воды, кислорода и топлива, рассказывает оказавшийся в подобной ситуации космонавт Андрей Борисенко.
"Логистика всей программы построена так, что нет никаких сложностей с полным выполнением программы. На борту хватит расходных материалов, чтобы экипаж спокойно отработал до прибытия следующего "Прогресса". Такая нештатная ситуация заложена в полете", — отмечает летчик-космонавт, член отряда космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК, Герой России Андрей Борисенко.
Старт следующего "Прогресса" намечен на начало августа. Однако при необходимости корабль, который уже находится на Байконуре, можно готовить в круглосуточном режиме и запустить уже через месяц. Окончательные выводы о причинах происшедшего госкомиссия представит 13 мая.