В ночь на пятницу из швейцарской Лозанны пришла хорошая весть: в результате переговоров России, Китая, США, Франции, Германии, Великобритании и Ирана согласована общая позиция по иранской ядерной программе. Переговоры шли 10 лет. Текст окончательного соглашения должен быть подписан до 30 июня.
Детали сейчас обсуждать бессмысленно. Суть в том, что Иран официально еще раз отказался от создания атомной бомбы, но получил право на мирную атомную энергетику под контролем МАГАТЭ. Какие-то санкции со стороны Запада должны быть отменены. Китай приветствует соглашение.
В Европе благодарно отметили позитивную роль России в достижении договорённостей с Ираном. Немцы счастливы и назвали это прорывом. Французы тоже довольны, но более осторожны. Британцы всё ещё подозрительны.
Зато в ярости Израиль. Между собой евреи считают Обаму предателем, а многие его иначе как Барак Хусейн Обама и не называют. Пусть негласно, но считается, что у Израиля есть атомная бомба. По умолчанию, США закрыли на это глаза. Израильтяне теперь подозревают, что американцы так же закрыли глаза и на то, что нелегально бомба спрятана и у Ирана.
Так или иначе, а американцы, похоже, решили эти переговоры не то чтобы завершить, поскольку добивались большего, а просто прекратить. Они продолжают демонизировать Иран, но откровенная напряжённость с 80-миллионной Персией на фоне разгорающегося пожара в исламском мире им сейчас не нужна. Наоборот, Тегеран может оказаться важным ресурсом против халифата Исламского государства. Госдеп, правда, заявил, что санкции США, введенные против Ирана в связи с проблемами нарушения прав человека и баллистическими ракетами, останутся в силе, но, по крайней мере, ядерным террористом Тегеран в Вашингтоне уже не считают.
С облегчением вздохнула Москва, ведь у нас еще и появилась реальная перспектива контрактов на поставку в Иран ядерного топлива и получение отработанного. Более того, наши отношения с Ираном получили новую перспективу. До сих пор мы успешно сотрудничали по Каспию ,теперь появляются и новые возможности с Ираном в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где Иран пока наблюдатель.
В целом, то, что произошло, для нас хорошо. Осталось соглашения превратить в документ и заключить. Для закрепления, очевидно, понадобится резолюция Совбеза ООН.