Турция и США договорились о границах будущей "зоны безопасности" вдоль турецко-сирийской границы при условии значительного увеличении количества американских летательных аппаратов, задействованных в операции. План также подразумевает рост количества ударов, нанесенных по позициям террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ).
Согласно договору, "Исламское государство" предполагается вытеснить на 110 километров к западу от реки Евфрат в провинцию Алеппо, которая затем должна перейти под контроль "умеренной" сирийской оппозиции, бойцы которой сейчас проходят обучение под началом американских инструкторов на территории Турции. При этом зона полетов американской авиации вплотную приблизится к местам размещения соединений и ПВО режима Башара Асада, с которым у США и ее союзников существует негласное "джентльменское соглашение".
Хотя официально США и Турция считают единственным легитимным представителем сирийского народа Национальную коалицию сирийских оппозиционных и революционных сил (НКСОРС), и в Белом доме, и в Пентагоне признают, что "Исламское государство" представляет гораздо большую опасность, чем войска режима, поэтому через третьих лиц предупреждают сирийского президента о времени и месте нанесения ударов. При этом в Госдепартаменте продолжают настаивать на том, что Башар Асад утратил свою легитимность, и для прекращения гражданской войны необходимо сформировать правительство национального единства без его участия.
Теперь такое правительство, скорее всего, будет сформировано на территориях "свободной зоны". Планам США и Турции способствует то, что после долгих недель боев отрядам "умеренной" оппозиции удалось отбить у правительственных войск ряд населенных пунктов в окрестностях Алеппо, а также несколько районов этого второго по размеру города Сирии. Для более эффективного осуществления операции значительная часть американских самолетов и беспилотников будет передислоцирована на военно-воздушную базу Инджирлик, расположенную к Алеппо гораздо ближе, чем Бахрейн, откуда они летают сейчас.
В правительстве Турции не исключают, что после очищения территории от "Исламского государства" над ней может быть создана полноценная бесполетная зона, после чего можно будет начать операцию по переселению в эти районы сирийских беженцев, которых в одной Турции насчитывается порядка 2 миллионов.
"Когда районы северной Сирии будут очищены от угрозы, будут сформированы настоящие зоны безопасности, — заявил министр иностранных дел Турции Мевлут Кавусоглу". – Люди, которые были вынуждены уехать из страны, смогут вернуться и жить на этих территориях".
При этом в американском руководстве создание бесполетной зоны последовательно отрицают — ведь оно подразумевает, что американские самолеты и средства ПВО в случае необходимости будут обязаны сбивать самолеты режима, таким образом, вступив в открытую конфронтацию с режимом Башара Асада, отношение к которому в Белом доме сейчас можно описать пословицей "враг моего врага". На условиях анонимности, источники в администрации Обамы подтверждают соглашение с Турцией в области "объединенных военных усилий", однако отмечает, что они "не будут включать создание бесполетной зоны".
Так или иначе, в непосредственной близости от контролируемых правительственными силами территорий может появиться фактически новое государство, и какие отношения у его жителей будут складываться с теми землями, которые все еще контролируются Дамаском (а это не более четверти всей территории Сирии), никто сказать не может. Главной проблемой по-прежнему остается "Исламское государство", однако после теракта в городе Суруч, в котором погибли 32 человека, Турция решила активизировать борьбу с этой группировкой по всем направлениям.
Еще одной группировкой, пострадавшей от активизации турецких усилий по борьбе с терроризмом стала Рабочая партия Курдистана (РПК), удары по военным складам которой турецкая авиация нанесла в субботу. Формальным поводом стало убийство двоих турецких пограничников курдскими военными, а также массовые демонстрации курдов в Анкаре, Стамбуле и других крупных городах. Однако при этом нельзя не замечать растущего недовольства турецкого истеблишмента, вызванного тем, что курды, как правило, являются главными выгодоприобретателями от всех военных операций на границе.
Перед глазами турецких чиновников – пример Иракского Курдистана. После вторжения США в Ирак в 2003 году курды, подвергавшиеся геноциду при режиме Саддама Хусейна, стали главными американскими союзниками и получили от этого очевидную политическую выгоду – районы, в которых они составляли большинство, были объединены в единое политическое образование с полунезависимым статусом. В настоящее время Иракский Курдистан является наиболее спокойной частью охваченного войной Ирака – кроме того, при попустительстве других стран и неспособности Багдада как-то этому помешать этот нефтеносный район торгует своей нефтью в обход центрального правительства. Это делает Иракский Курдистан не только политически, но и экономически привлекательной моделью для курдов, проживающих в Сирии, Турции и Иране.
Ни для кого не секрет, что курды являются крупнейшим в мире народом (около 35 миллионов человек), не имеющим собственного государства. Пример Иракского Курдистана уже привел к созданию Сирийского Курдистана, к которому последовательно присоединяются города в приграничной полосе, из которых бойцы курдского ополчения при поддержке с воздуха выбивают "Исламское государство". Успех прокурдской Партии демократии народов (ПДН), набравшей на последних выборах 15% голосов, стал для курдов новым психологическим этапом их признания как самостоятельной политической силы и, по мнению многих, серьезным шагом на пути к созданию собственного государства.
Появление у границ Турции полноценного курдского государства является страшным сном для турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который неоднократно называл создание нового государства на севере Сирии "неприемлемым". По всей видимости, теперь Эрдоган решил использовать эту идею в своих целях – для того, чтобы повысить безопасность турецких граждан, выселить с территории страны миллионы беженцев и, главным образом, для того, чтобы не допустить появления в регионе курдского государства, которое рано или поздно неизбежно начнет претендовать на населенные курдами районы Турции.