Разрушенный район Дамаска Каабун. Последствия боевых действий — впервые на телевидении с высоты птичьего полета. Эту территорию контролируют боевики различных радикальных группировок, самая известная из них — "Фронт ан-Нуср (запрещена в РФ)а". Террористы уже несколько лет удерживают под своим контролем эту часть столицы Сирии.
Командный пункт исламистов расположен в мечети. Хорошо видно, что со всех сторон импровизированный штаб окружен высотками, — это спасает боевиков от артиллерии правительственных сил. В каждом оконном проеме здесь может быть снайпер, огневые точки оборудованы в брошенных квартирах. Между сирийской армией и боевиками не более ста метров — особенность линии фронта в зоне плотной застройки.
Пока эксперты предрекали скорое падение администрации Башара Асада и чуть ли не захват боевиками Дамаска, сирийская армия нашла резервы для того, чтобы стабилизировать фронт. Террористы ИГИЛ (запрещена в РФ)захватили преимущественно районы в пустыне. Военные же сосредоточили силы на том, чтобы усилить позиции западнее и севернее Дамаска. Сейчас правительственные силы контролируют территорию, где проживают более 80% населения страны.
Полуразрушенные кварталы Забадане сотрясают взрывы снарядов. По домам, которые занимают исламисты, наносят удары сирийские вертолеты, бьет артиллерия.
Сирийские военные используют артиллерию для того, чтобы держать в огневом окружении отряды боевиков, которые находятся в городе Забадане. Этот населенный пункт уже более 4 лет контролируют исламисты, используют его для контроля участка ливано-сирийской границы, через который получают продовольствие, боеприпасы и пополнение.
Это логическое продолжение масштабной операции по восстановлению полного контроля границы с Ливаном правительственными силами. Забадане оставался последним оплотом исламистов. Тесные улицы завалены мусором и разрушенными бетонными конструкциями.
Для того чтобы перемещаться между домами, используют дыры в стенах, причем и правительственные силы, и боевики. Мирных жителей в городе не осталось, здесь просто негде теперь жить.
Большая часть Забадане находится под контролем правительственных сил. Лишь 300-400 боевиков закрепились в зданиях, используют подземные коммуникации, имеют большие запасы продовольствия и боеприпасов, чтобы продолжать сопротивление, но они полностью окружены.
В развалинах продолжаются боевые действия. При уличных боях некоторые участки нужно быстро пробегать, чтобы не попасть под снайперский огонь.
Но не на всех участках фронта сирийские военные могут наступать. Под Пальмирой правительственные силы пока лишь закрепились, но говорить о штурме позиций боевиков ИГИЛ еще рано.
При этом террористы продолжают уничтожать памятники архитектуры мирового значения. Боевики уничтожили погребальные башни античного некрополя, где были захоронены римские патриции. Маамун Абдул-Керим — глава Департамента античности и музеев Сирии — заявил: уничтожают боевики не все, а лишь то, что не могут продать.
"Террористы дали разрешение "черным" археологам искать артефакты, чтобы продавать их на черном рынке. Думаю, если террористы там останутся, город будет полностью разрушен. Мы надеемся, что сирийская армия сможет освободить Пальмиру. Это место очень важно для всего мира, нельзя допустить, чтобы оно оставалось в руках террористов, которые являются врагами нашей цивилизации", — сказал Маамун Абдул-Керим.
Ведь есть примеры того, как боевики относятся к мировому наследию. Древнейший христианский город Маалула, святыня для христиан всего мира. Здесь до сих пор помнят арамейский — язык Христа. 8 месяцев Маалула находилась в руках исламистов. В православном монастыре святой равноапостольной Феклы радикалы осквернили все иконы, сожгли церковь, уничтожили монастырские строения и — главное — взорвали пещеру, где, согласно преданию, и похоронена ученица апостола Павла.
"Боевики вдруг решили, что в пещере, где погребена святая Фекла, есть золото и взорвали плиту. Но они ничего не нашли и потом просто сожгли все, что было в этом священном месте", — вспоминают местные жители.
Понятно, что пока сирийской армии будет крайне сложно отбить Пальмиру. По сути только региональная коалиция, где, например, сирийская, иракская армии будут действовать согласовано на земле, а также получат масштабную поддержку с воздуха, способна остановить террористов.