Федеральная служба безопасности объявила вознаграждение в 50 миллионов долларов за информацию, которая поможет найти террористов, причастных к подрыву российского самолёта. Об этом сообщили в центре общественных связей ФСБ. Собраны факты, которые помогли экспертам сделать вывод: авиакатастрофа над Синаем была терактом.
Хвостовая часть самолета и другие обломки самолета еще находятся в пустыне Синайского полуострова. Листы металла выгнуты наружу, вырвана проводка. Точную картину взрыва еще только предстоит выяснить, но уже известно: бомба была заложена ближе к хвосту лайнера.
Вероятнее всего, взрыв произошел в багажном отделении. Всего в Airbus А321 их три. Одно — в передней части, второе — в задней, а третье — в хвосте самолета. Судя по тому, что именно хвост оторвался первым, причем его как лезвием отрезало, взрыв произошел либо во втором, либо в третьем отделении под килем.
"Если происходит взрыв, даже незначительный, на высоте 10 и больше километров, то это создает давление, которое в разы превышает давление, заложенное конструктором. И конструкция не выдерживает", — отмечает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
"Сначала нашли порванную сумку — очевидно, что она взорвалась. А потом собрали анализы с этой сумки и определили — да это была взрывчатка. Пилоты ничего не могли предпринять. это случилось моментально. Момент, секундное дело. А почему такое случилось? Они посадили бы самолет на песок: идеальные условия — пустыня песчаная, может быть что-то и разрушилось бы, но людей можно было спасти. А так он развалился моментально. Это взрыв, к сожалению", — приходит к выводу эксперт-взрывотехник Виктор Поплавский.
Багажное отделение в хвостовой части аэробуса: из всех грузовых отсеков — место самое уязвимое.
"Первый и второй багажник — это багажники, куда загружается багаж и груз. Но они, как правило, загружаются в контейнерах. Третий багажник или балка, который не подразумевает наличие контейнеров, туда багаж загружается. Там животных перевозят, загружаются запасные части и так далее. То есть, допуск имеют грузчики аэропорта, секьюрити аэропорта, которые его осматривают, и технический персонал, который обслуживает данное воздушное судно", — поясняет президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.
Пронести взрывчатое вещество на борт мог кто-то из сотрудников аэропорта. Агентство Reuters со ссылкой на источники в силовых ведомствах Египта и представителей аэропорта Шарм-эль-Шейха сообщило, что "мужчина, участвовавший в погрузке багажа на борт разбившегося в Египте российского самолета A321, получил от сотрудника аэропорта Шарм-эль-Шейха неизвестный чемодан". Есть данные об оставлении без присмотра сканирующего багаж аппарата.
Официально информация пока не подтверждена. Наверняка известно одно — взрывчатка была самодельной. А значит, скорее всего, выглядела как пакет порошка. Визуально его от пакета соли или сахара не отличить.
"Взрывчатки могло быть немного, если взрывное устройство располагалось прямо на обшивке самолета, внутри, но на обшивке. Тогда продырявить самолет легко, а все остальное доделает набегающий поток воздуха. Взрывчатки нужно до килограмма", — подчеркивает эксперт-взрывотехник, бывший первый руководитель взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимир Михайлов.
Эксперты версию теракта рассматривали с самого момента крушения. Российские службы начали вывозить багаж отдельно транспортными самолетами. Не допустить еще одной трагедии — это стало главной задачей для российской стороны. Однако чтобы на сто процентов подтвердить версию теракта, а не выдвигать непроверенных предположений, экспертам необходимо было собрать и проанализировать огромное количество материалов.
"Надо выявить места подозрительные с точки зрения возможного нахождения закладки. Например, такие как багажный отсек, район топливных баков, район двигателей и так далее. И затем нужно найти эти осколки, каждый из этих осколков обработать: делаются смывы. Грубо говоря, берется ватка в спирте, протираются осколки. Потом эта ватка помещается в определенные места — делается смыв и анализируется, есть ли следы взрывчатки или нет", — поясняет технологию анализа на взрывчатые вещества Владимир Михайлов.
На теракт указывало и то, что обломки разлетелись на огромную площадь. Airbus A321 вылетел из аэропорта города Шарм-эль-Шейх 31 октября в 5 часов 51 минуту по местному времени. Поднявшись до 6400 метров, экипаж скорректировал курс. Самолет должен был пересечь Синайский полуостров и выйти к Средиземному морю. На высоте 9400 метров скорость лайнера резко упала. Затем — потеря высоты. Опустившись до восьми с половиной тысяч метров, аэробус перестал подавать сигналы и исчез с экранов радаров.
В результате взрывной разгерметизации сначала оторвало хвост, после лайнер разрушился на куски. Ключевой вопрос был в том, что стало причиной той самой разгерметизации. Задача следствия теперь — установить, где и когда произошел сбой в системе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейх. Власти Египта уже пообещали полное содействие.
"Египет готов сотрудничать с Россией в преследовании преступников, как только поступит информация от комиссии по расследованию о том, что крушение самолета — это преступление. Египет заявляет о полном сотрудничестве с Россией в ликвидации терроризма", — заверил премьер-министр АРЕ Шериф Исмаил.
В ближайшее время следствие детально изучит систему работы службы безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейх, когда и кого из сотрудников принимали на работу, кто и где раньше работал. Сбор информации по крупицам не прекращается сейчас ни на минуту.