Алкоголь с Нового Года подадут далеко не в каждом ресторане. В России с первого января заработает автоматизированная система, которая будет вести учет всего произведенного, ввезенного и реализованного спиртного. По замыслу, это должно серьезно осложнить продажу контрафактного алкоголя. Но тяжелее станет и вполне легальным питейным заведениям. Например, в Москве новым требованиям соответствует лишь каждое десятое предприятие общепита. Что такое ЕГАИС и для чего он нужен?
В легендарной рюмочной на Новокузнецкой в центре Москвы, куда когда-то захаживал еще Владимир Высоцкий, тема номер один сегодня — введение новой системы контроля за продажей алкоголя — ЕГАИС. Во всех барах, кафе, ресторанах на территории России, она должна заработать уже через 10 дней. У заведений, которые не успеют ввести новую систему, в будущем могут отобрать лицензию на продажу алкоголя.
"Вот, представляете. Приходите вы сюда первого января, а вам не нальют?" – спрашиваю у посетителя рюмочной Григория. "Приду через неделю, через три дня", — отвечает он. "То есть, готовы потерпеть, чтобы ввести систему?" – допрашиваю его. "Конечно. Должен быть контроль за спиртными напитками, потому что сегодня контрафакт спиртных напитков — максимальный. 30-40 процентов оборота спиртных напитков — это контрафакт. А это травля людей", — отвечает Григорий.
Из-за того, что контроль за розничной торговлей в магазинах страны в последние годы резко усилился, нечистые на руку бизнесмены начали искать новые каналы сбыта суррогата. Вот в одном из кафе идут в ход кулаки, летят стулья, уже и стол пошел в дело. На четверых выпили не больше бутылки. Белая горячка началась уже после первых глотков. Большинство контрафакта в последнее время сбывают через мелкие бары, рюмочные. Единственный способ проверить, что именно вам наливают — это отслеживать маршрут бутылки от конвеера до прилавка.
Вот так выглядит та самая система ЕГАИС. В комплект входит кассовый аппарат, сканер, и планшет с выходом в Интернет. Прежде чем налить хотя бы 100 миллилитров, продавец в кафе должен зафиксировать из какой бутылки наливает алкоголь. Он сканирует информацию акцизной марки, и компьютер автоматически сверяет — была ли эта бутылка зарегистрирована на каком-либо заводе. Если да, ему выдает чек. Если нет, продавец не может не только налить, но даже вскрывать эту бутылку.
"Система ЕГАИС создана для того, чтобы те, кто торгует алкоголем, своевременно и в полном объеме выплачивали акцизы за алкоголь. Чтобы в систему не попадал контрафактный алкоголь, либо произведенный или завезенный не легально на территорию РФ", — говорит президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин.
"Чтобы получить цифровую подпись, которая необходима для работы в программе, нужно один-два дня, — говорит управляющий ресторанно-гостиничным комплексом Александр Сидухин. — Стоимость ее — 3500 рублей. Остается скачать программное обеспечение. Оно бесплатное, находится на сайте Росалкогольрегулирования".
"Проблема действительно серьезная, потому что сейчас, в преддверии Нового Года, с помощью электронных писем приходит рассылка, в которой предлагают дешевый алкоголь. Мы понимаем, что это официальный алкоголь, с которого платятся налоги, в том числе и качественный", — продолжает Сидухин.
Некачественного алкоголя в России в последние годы все больше. В 2014 году теневой рынок водки в России утроился. Если в 2013-м количество суррогата оценивали примерно в 7 процентов, то в прошлом году эта цифра выросла до 22 с половиной процентов. Выходит, в каждой четвертой рюмке, которую поднимают за праздничным столом, суррогат.
"Это огромное количество незаконной продукции, с которой не уплачены большие налоги. Подключение к ЕГАИС баров, кафе и ресторанов, или розничных магазинов, дело несложное. Это необходимая мера. Она работает в тестовом режиме с середины 2012 года, а на сегодняшний день к ней подключено более 60 тысяч магазинов", — говорит руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян.
Кроме того, новая система контроля позволит отслеживать правонарушителей — владельцев баров и ресторанов, которые продают алкоголь в ночное время суток. Официально после 11 вечера они не имеют права торговать на вынос. Впрочем, ушлые бизнесмены нашли способ. Зная, что их снимают камеры наблюдения, бармены лишь подносят открывалку к горлышку, после чего продают бутылки в несколько раз дороже рыночной стоимости.
Сейчас к новой системе контроля оборота алкоголя ежедневно подключается по пять тысяч новых бизнесменов. Впрочем, даже такими темпами к 1 января успеют далеко не все. Понимая это, Росалкогольрегулирование приняло решение в течение ближайших трех месяцев не штрафовать бизнесменов, которые не успели обзавестись новым оборудованием.