В Межгосударственном авиационном комитете извлекли и начали расшифровку данных из бортового самописца Су-24, который турецкие ВВС сбили в небе над Сирией. Вот первый результат: полет, ставший для бомбардировщика роковым, длился около 40 минут. Черный ящик специалисты вскрыли в присутствии десятков журналистов, военных и авиаэкспертов со всего мира. По настоянию президента России, расследование этого дела должно быть максимально открытым.
Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия полковник Примак достает из специального транспортировочного ящика бортовой самописец. Делает это с величайшей осторожностью. За процедурой, не отрываясь, наблюдают авиационные эксперты, приглашенные иностранные военные специалисты, около сотни журналистов — все федеральные российские телеканалы и все ведущие зарубежные информагентства.
Полковник Примак демонстрирует всем, что самописец находится в том состоянии, в каком его и извлекли из-под обломков самолета. Крышка, которой прикрепляется электрожгут для соединения с бортовым оборудованием, отсутствует. Скорее всего, она отлетела после сильного удара о грунт. Но все крепежные болты на месте. Их никто не вскрывал — на это указывает специальная сигнальная лакокрасочная маркировка (она не повреждена).
Начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов рассказывает о целях, которые стоят перед экспертами.
Лаборатория расшифровки параметрических регистраторов. Именно здесь начнется самая главная работа. Сюда принесут бортовой самописец с бомбардировщика Су-24. Здесь уже находятся специалисты с предприятия, на котором и разрабатывался прибор. Разбирать самописец будут на столе. Кстати, полное заводское название прибора — бортовой аварийный накопитель тверодотельный, БАНТ-32.
У инженеров смоленского предприятия "Измеритель" все готово. На первом этапе им понадобится только самые грубые инструменты: отвертки и дрель. и еще пылесос. Рядом — инженеры компании "Топаз", которая занималась разработкой программного обеспечения. Им предстоит, пожалуй, самое трудное — собрать информацию в прямом смысле по крупицам, по байтам. Так, чтобы потом ее можно было прочесть. За всеми манипуляциями наблюдают иностранные военпреды и эксперты. Они приглашены по требованию президента, чтобы все этапы расследования проходили максимально открыто, в присутствии зарубежных специалистов. Такую задачу он поставил министру обороны Сергею Шойгу, когда тот прибыл с докладом в Кремль.
Глава оборонного ведомства рассказал Путину о подробностях спецоперации, в результате которой удалось получить бортовой самописец со сбитого турками бомбардировщика Су-24. Затем у президента состоялся телефонный разговор с премьер-министром Великобритании Кэмероном. Путин предложил ему прислать в Москву британских авиационных экспертов. Министерство обороны в течение недели проводило переговоры с 14 странами.
О готовности участвовать в расследовании выразили только представитель Великобритании Джон Гиллеспи и представитель Китая Лю Чань Вэй. В момент вскрытия самописца они находятся в лаборатории МАКа и фиксируют все подробности.
Очень важно, что накопитель не был поврежден пожаром, то есть избежал воздействия одного из самых опасных факторов — термической нагрузки. И это должно облегчить работу специалистов. Но часть данных все же может быть утрачена. Это становится ясно уже после того, как с прибора, наконец-то, снимают крышку.
Для прессы сегодня работа завершена. Репортеров просят удалиться. Ну, а модули памяти, извлеченные из накопителя, в присутствии международных наблюдателей, помещаются в сейф. Комиссия должна обсудить ситуацию и определить направление дальнейших исследований.
За этим расследованием следит, без преувеличения, весь мир. Уже 19 декабря, в субботу, как уверяют эксперты, можно будет начать расшифровку данных, полученных с самописца. Ну, а первые, промежуточные итоги должны быть подведены 21 декабря, в понедельник.