В Балтиморе, штат Мэриленд, что рядом со столицей США, на неделю введено чрезвычайное положение. Войска Национальной гвардии, комендантский час. Все как положено. Живописать повсеместные погромы и бесчинства можно бесконечно. Повод тот же, что совсем недавно был в Фергюсоне, штат Миссури, где белые полицейские застрелили чернокожего подростка.Только в Балтиморе не подросток, а взрослый, и не застрелили, а изувечили и избили до смерти. Еще разница в том, что Балтимор – это не пригород, как Фергюсон. Это мегаполис с населением более 600 тысяч. Картинки происходящего на улицах буйства дикарей настолько противоречат имиджу Америки, где вроде как должен царить закон и порядок, что трудно отделаться от недоумения: как такое вообще может быть? Под какой крышкой это все кипит, чтобы вот так вулканически взрываться в самых разных местах страны?
Погромы и более-менее массовые беспорядки на расовой почве в США в последнее время случаются регулярно. Несмотря на то, что там теперь чернокожий президент. Рабство в Америке отменено почти одновременно с крепостным правом в России. Законы о десегрегации приняты и, в общем, вполне работают более полувека. Но межрасовые противоречия с завидной регулярностью дают о себе знать вспышками ненависти, по сути, мини-гражданскими войнами.
Получается, не только в законах дело? Американское общество остается по факту глубоко сегрегированным. Вот некоторые факты. Чернокожие составляют 13 процентов населения США. Но на сегодня они дают 37% процентов заключенных страны. Доля попавших в тюрьму среди черных мужчин примерно в 2,5 раза больше, чем среди испаноязычных. В восемь, чем среди белых и в десять, чем среди законопослушнейших азиатов. За полвека равенства прав, строгого соблюдения всевозможных квот по расовому признаку, когда на работу и учебу чернокожих подчас берут, как в СССР представителей рабочего класса – для "процентовки", афроамериканцы полностью не смогли вырваться из тех ловушек бедности, неравенства возможностей, которые были унаследованы со времен расовой сегрегации.
Чернокожие в большей мере, чем другие расовые группы, заняты в государственном и муниципальном секторе. Пятая часть афроамериканцев работает на государство, а среди остальных только 16 процентов. Но если почти 60 процентов азиатов и более 40 процентов белых успешно заканчивают колледж, то среди афроамериканцев этот уровень 23 процента.
При этом, реальные возможности окончивших колледж чернокожих устроиться на работу ровно такие же, как у белых, которые его бросили, не доучившись. Среди чернокожей молодежи до 30 лет уровень безработицы в два раза выше, чем среди белой. Да, уровень бедности среди чернокожих полвека неуклонно снижался. Но и теперь составляет четверть по сравнению с 12 процентами в среднем по стране. Сейчас почти половина черных семей имеют собственные дома. Но среди белых таких 67 процентов. И если среднее домохозяйство белых стоит вместе с движимостью, недвижимостью и накоплениями под 800 тысяч долларов, то домохозяйство афроамериканцев — немногим более 150 тысяч.
Сами дома чернокожих в среднем в три раза дешевле, чем у белых. Самое богатое графство США, где афроамериканские жители в большинстве, находится, кстати, в том же Мэриленде. Это графство принца Джорджа, со среднегодовым доходом домохозяйства более 62 тысяч долларов. Но во всей Америке есть лишь одно графство, где среднегодовой доход чернокожих жителей больше, чем у их белых соседей. Это район Квинс в Нью-Йорке. За полвека реального равенства прав чернокожие лишь немного приблизились к белым по доходам. В 1967 году среднегодовой доход черных составлял 55 процентов от белых, сейчас – 60 процентов.
Между расами в Америке по-прежнему если не пропасть, то глубокий овраг. Осознание всех этих проблем тем острее в городах типа Балтимора, где черные – большинство, а уровень безработицы зашкаливает подчас за 40 процентов. Это засасывающее все новые поколения гетто нищеты. Из него очень трудно вырваться. А если еще и большинство местных полицейских белые – то вот он, не работающий и готовый взорваться в любую минуту хваленый американский "плавильный котел".
Избрание Обамы президентом породило среди чернокожих большие ожидания. Они оказались завышенными. На мой взгляд, Обама вообще один из самых неудачных президентов США последних десятилетий. Все эти разрушенные иллюзии наложились, с одной стороны, на комплекс вины многих белых за рабство и сегрегацию, с другой — на подчас стыдливо замалчиваемое явление "черного расизма". Эмоции разочарования выплескиваются на улицы американских городов. Борец за гражданские права чернокожих Мартин Лютер Кинг говорил: "Бунт – это язык тех, кого не слышат". Сегодня большому числу обитателей черных гетто есть, что сказать.