Тема:

Акт Магнитского 2 года назад

Партнеры и подельники Браудера умерли таинственным образом

Во Франции арестованы банковские счета россиян в рамках так называемого дела Магнитского по запросу Hermitage Capital. Очень смахивает на иск акционеров "Юкоса". Французская пресса, видимо, чувствуя неловкость, молчит.

Во Франции арестованы банковские счета россиян в рамках так называемого дела Магнитского по запросу Hermitage Capital. Очень смахивает на иск акционеров "Юкоса". Французская пресса, видимо, чувствуя неловкость, молчит.

Дело в том, что Hermitage Capital — фонд, основанный международным спекулянтом Уильямом Браудером в 1996 году. Браудер — авантюрист и внук председателя Компартии США. Выдавал себя за "нового Хаммера", намекая, что Ельцин — Ленин. Браудера в качестве фактического бухгалтера обслуживал Сергей Магнитский. Из Магнитского американцы сделали знамя, а его имя еще за четыре года до Майдана использовано в первом санкционном списке россиян, составленном в США взамен отмены поправки Джексона-Веника.

В начале 90-х в России деньги можно было сделать прямо из воздуха. Так рассказывал в одном интервью Уильям Браудер — инвестор, бизнесмен. Он приехал в Москву в разгар ваучерной приватизации, когда целые отрасли продавались за бесценок.

Браудер работал не один. Его партнер по фонду Эдмонд Сафра был помимо прочего владельцем Republic National Bank of New York. И вот в начале 1998-го международные финансовые институты выделили России очередной транш — 4,8 миллиарда долларов. Но вместо Центробанка России получателем денег становится Republic National Bank of New York — партнер Браудера.

Куда делись эти деньги, выяснить так и не удалось. Эдмонд Сафра очень вовремя умер в 1999 году, точнее его убили. Его особняк в Монако подожгли как раз перед тем, как он собирался встречаться с агентами ФБР, которые расследовали, куда исчезли деньги в дефолтном 1998-м.

Но вот странное совпадение: когда из банка деньги исчезли, у фонда Браудера вскоре появились огромные средства, а сам Браудер после смерти Сафра стал единоличным владельцем Hermitage Capital. И фонд стал активно скупать акции крупных компаний: "Юкоса", Pricewaterhouse, "Газпрома". Именно скупка акций "Газпрома" стала самой удачной для фонда и в итоге самой скандальной операцией.

Вообще в 1999 году иностранные компании акции "Газпрома" покупать не имели права, не получив специального разрешения. Браудер за разрешением обращаться не стал. И вот тут впервые в этой истории всплывает имя бухгалтера Сергея Магнитского. Именно бухгалтера. Его часто называют юристом, но это не так. Именно Магнитский придумал открыть в Калмыкии — в те годы российском внутреннем офшоре — две фирмы — "Камея" и "Байкал-М".

Сотрудниками фирм Браудер нанял инвалидов-афганцев, чернобыльцев, больных ДЦП — это позволяло снизить налоги с 35 до 5%. Инвалиды в фирмах, конечно, не работали, а просто получали небольшие деньги за зицпредседательство. Руководил всем сам Браудер.

Каждая из этих подставных фирм прекрасно владела контрольным пакетом друг друга. Остальные акции компаний принедалежали бенефициарам на Кипре. Именно эти две компании, вроде бы внешне российские, скупали газпромовские акции в пользу иностранных клиентов фонда Браудера.

Всего в руках Браудера и его партнеров оказалось 7% акций газового гиганта. А это прямая возможность влиять на деятельность компании. Буквально — за сколько продавать газ на внутреннем рынке гражданам России, куда тянуть новые газопроводы, какие месторождения разрабатывать. То есть это уже не экономика, а большая политика.

Дело о скупке акций "Газпрома" возбудили в 2005 году. Тогда же Браудеру закрыли въезд в Россию. Вскоре против Браудера возбудили еще одно дело — о неуплате налогов. Тогда Браудер вывез всех своих сотрудников из России, оставив в Москве только бухгалтера-аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Вскоре его задержали в рамках налогового дела, а потом Магнитский трагически умер в тюрьме.

Браудер поспешил обвинить в смерти Сергея Магнитского российских налоговиков и сотрудников полиции, дескать они убили бухгалтера, потому что якобы он вскрыл их махинации с деньгами и компаниями фонда Hermitage Capital. Потом со слов Браудера в США составили список лиц, якобы причастных к гибели Магнитского, и приняли "закон Магнитского".

Махинации с деньгами фонда действительно имели место. Деньги незаконно вывели как якобы переплаченные налоги. Но кто это сделал, до сих пор неясно. И вот одна важная деталь: Магнитский умер в тюрьме сразу после того, как по распоряжению Браудера он был лишен адвокатской защиты. И это стало для Магнитского настоящим ударом.

Смерть Сергея Магнитского не единственная странная и своевременная смерть в окружении Браудера. Скончался от сердечного приступа бизнесмен Октай Гасанов, который сотрудничал с Магнитским. Погиб, выпав из окна, банкир Семен Коробейников, который подозревался в незаконном выводе денег фонда Hermitage Capital за рубеж, умер директор одной из фирм, принадлежавшей фонду, — Валерий Курочкин. Странно и вовремя погиб Эдмонд Сафра, первый партнер Браудера.

Так что большой вопрос, что за деньги сейчас были арестованы на счетах во Франции. Чьи они? Неких абстрактных российских коррупционеров или самого Браудера, или его офшорных фирм. И, судя по всему, у французской фемиды ответа тоже пока нет, потому что никакой новой информации пока не появилось.