Вертолетоносцы "Мистраль", которые Франция передумала поставлять России, могут быть куплены Малайзией, сообщила французское издание La Tribune со ссылкой на свои источники. Этот вопрос может быть поднят в ходе визита министра обороны Франции Жан-Ива Ле Дриана в Куала-Лумпур.
Глава французского оборонного ведомства совершает турне по Малайзии и Индии, в ходе которого планируется заключить несколько контрактов на поставку французского вооружения и военной техники в эти страны. Поскольку не так давно в Малайзии разразилось несколько коррупционных скандалов, в том числе и в области оборонных закупок, делегацию французской республики было решено усилить высокопоставленными представителями французского парламента. Еще одним сигналом о том, какое значение Париж придает этому турне говорит тот факт, что делегация отправилась в него на самолете президента Франсуа Олланда.
Столь высокопоставленный французский десант стал необходим после того, как позиции Франции как надежного поставщика и партнера пошатнулись из-за политического решения не поставлять вертолетоносцы "Мистраль" России из-за ситуации на Украине. Ни для кого в мире не было секретом, что такое решение Елисейский дворец принял под давлением Вашингтона. Оружейный рынок очень остро реагирует на такие вещи. Тем более что это уже не первый случай подобного поведения Парижа.
В начале 80-х Франция "недопоставила" Аргентине противокорабельные ракеты, из-за чего та проиграла войну за Фолкленды. А во время операции "Буря в пустыне" французы по требованию США передали Пентагону специальную техническую информацию по поставленным в Ирак французским системам ПВО, что в итоге свело их эффективность к нулю. Все это привело к сокращению доли Франции на оружейном рынке с 14% в 1985-1990 годах до 5% в 2009-2013 годах.
Очевидно, что США, которые постоянно принуждали Париж к подобным решениям, выигрывали от такой податливости французов дважды: во-первых в нужный момент крупная европейская страна принимала нужное Вашингтону политическое решение, а во-вторых, как следствие, эта крупная европейская страна теряла часть оружейного рынка, куда потом заходили американские военно-промышленные компании.
Поэтому сейчас попытка вельможной французской делегации пристроить вертолетоносцы в Малайзию очень похожа на желание плутоватого купца сбыть лежалый товар где-нибудь подальше от традиционных рынков сбыта. Для президента Олланда это крайне необходимо, поскольку в условиях замедления национальный экономики на фоне общемирового спада срыв сделки с Россией стал ударом по всей кораблестроительной отрасли страны, в которой работают тысячи людей — читай, избирателей.
При этом не исключено, что слухи о возможной продаже неприкаянных кораблей являются целенаправленной попыткой успокоить общественное мнение. Ведь французы, как известно, народ горячий. Экспертное сообщество сомневается, что Малайзию вообще могут заинтересовать "Мистрали", потому что для Куала-Лумпура корабли такого класса попросту не нужны. Это все равно как если бы Беларусь захотела прикупить себе два стратегических сверхзвуковых бомбардировщика Ту-160 "Белый лебедь" – можно, но зачем?
"Если бы корабли действительно были бы востребованы на рынке, то на них бы уже были покупатели, а пока очереди из жаждущих что-то не видно, — поделился своим мнением с Вестями.Ru главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, — "Мистрали" это корабли экспедиционные и проектировались французами для ведения неоколониальных войн в Африке. Главное их предназначение – быстро доставить мощный десант и обеспечить ему поддержку ударными вертолетами. Когда Сердюков заключал контракт на их поставку, главным замыслом их использования была защита Курил, в случае если Япония захотела бы пойти на обострение".
Сейчас военная инфраструктура Курильских островов достигает уровня самодостаточности и потребности в "Мистралях" у России нет. Тем не менее, наша страна, следуя договоренностям, была готова оплатить полную стоимость и принять их на свой баланс. Но Франция решила их оставить у себя, за что уже поплатилась выплатой почти миллиарда евро неустойки. Надо сказать, что взяли с Парижа, что называется, по-божески. Ведь официальные выплаты за срыв поставок согласно контракту могли достигать нескольких миллиардов. Но Франция продолжает наказывать себя материально, ведь содержание двух Мистралей у заводских причалов ежемесячно обходится Франции в 3 миллиона Евро. Поэтому вопрос их продажи, пусть даже и в полцены, это вопрос уже даже не экономики, а экономии. Пока же два злосчастных вертолетоносца для Парижа все равно что чемоданы без ручек – нести неудобно, а выбросить жалко. Только и остается, что нести на блошиный рынок, которые так любят французы, в надежде сохранить если не деньги, то хотя бы лицо.