Беженцы захватывают поезда в Хорватии. Накануне премьер-министр страны пообещал предоставить им коридор для прохода в центральную Европу, и теперь тысячи людей спешат им воспользоваться. Несколько составов, забитых беженцами, уже отправились в Словению. Тем временем, из Любляны поступил приказ перекрыть дороги, а Венгрия подтягивает к границе военную технику.
Теперь и в Хорватии беженцы прорвали кордоны полиции. Люди недовольны тем, что им приходится долго ждать регистрации и посадки в автобус. Полиция пытается пока деликатно ловить тех, кто вырвался из ограждений, но беженцы разбегаются в разные стороны. Хорватские власти сначала заявляли, что готовы к транзиту беженцев через страну, теперь утверждают, что не справляются с потоком.
Пока хорватская полиция действует в основном уговорами, но, насколько хватит терпения, не ясно. Президент уже призывает армию быть готовой к защите государственных рубежей. Венгерские полицейские уже показали, как надо защищать европейские ценности. Им угрожают, оказывается, не только беженцы, но и журналисты. Во время протестов съемочную группу сербского канала РТС полицейские избили резиновыми дубинками.
"Мы, как и все, пошли с беженцами, хотели сделать хорошие кадры. Внезапно полиция начала бить нашу съемочную группу, хотя я кричала, что мы журналисты", — рассказала корреспондент Елена Дурович.
Били по спине и голове, Елене сломали руку. Оператор и звукорежиссер с многочисленными ушибами. Техника разбита. Как говорят сами журналисты, на них набросились сразу несколько офицеров.
"Как только мы оказались неподалеку от полиции, они начали без предупреждения бить всех подряд: женщин, детей и нас. Они разбили мое камеру и другое оборудование, потом нас", — сообщил видеоинженер.
Журналисты сейчас находятся в Белграде на лечении. На избиение репортеров венгерские власти никак не отреагировали, полиция не извинилась. В конце концов, пострадали сербские журналисты, а не американцы, к примеру. За них заступиться некому, как и за сотни человек, что ждали открытия границы. После вчерашнего беженцам только и остается, что уезжать от Венгрии подальше.
Беженцев с неспокойной границы увозят на автобусах. В каждом минимум 60 пассажиров. Снаружи 35 градусов, кондиционеров никаких — впереди минимум три часа до хорватской границы. Такой "комфортабельный" автобус стоит 10 евро, но это по данным полиции. На входе водитель берет 40. Когда есть такой шанс заработать, тут уже не до гуманистических идеалов.
Семья Мохадали в надежде на честность будет ждать другой транспорт, их деньги почти закончились. Глава семьи — настоящий афганский интеллигент, преподает английский язык. Средства на это бегство в Европу — 10 тысяч долларов — копил пять лет.
Теперь единственный путь в европейцы пролегает через сербско-хорватскую границу. Там уже прошли 5 с половиной тысяч человек, а на подходе — еще двадцать. Количество беженцев вопреки всем устрашениям растет.
"Это очень большое количество беженцев для Хорватии, за каких-то 24 часа. Но я рада, что Хорватия смогла показать свое человеческое лицо", — отметила президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.
Сейчас мигранты проложили новую схему, в обход Венгрии: сербские власти сажают людей в автобусы на границе с Македонией и везут к Хорватии. Дальше Словения, и беженцы у цели. Но теперь Ангела Меркель, которой многие здесь симпатизируют, предлагает поговорить начистоту.
"Мы являемся привлекательной страной с хорошей репутацией. Таким образом, много людей ожидают получить помощь. Давайте начистоту, мы дадим защиту тем, кто в ней нуждается, остальным нам необходимо сказать: "Вы должны покинуть Германию до тех пор, пока вы не будете нуждаться в защите", — заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
Защита не нужна тем, кто кидает булыжники в полицию и жжет покрышки, намекает Меркель. Протест у венгерского забора перессорил европейский юго-восток. Румыния вызвала венгерского посла, Бухарест недоволен строительством заграждений на своих границах. Сербия и Хорватия упрекнули Будапешт в неоправданной жестокости. Но едва ли это поменяет поведение венгерского лидера, ведь Орбан не хочет нести ответственность за чужие решения.
"Как решить проблему беженцев? Первое, было бы, пожалуй, разумно перестать постоянно разрушать государства. Вот в Сирии, когда была "арабская весна", мы, европейцы и американцы, фактически поддержали несуществующую оппозицию, хотя было ясно, что из нее не получится руководства страны, а страна распадется. Сейчас уже, естественно, речь идет о кризисном менеджменте, но надо бы завязать себе узелок на память: больше не разрушать государства", — отметил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Людей из этих разрушенных войной государств в Европе к концу года станет больше миллиона, и никакие заборы их уже не остановят. Не зря же они так долго шли.