При падении самолета А321 на Синае погибли 224 человека. Эта катастрофа стала крупнейшей в отечественной истории. Как продвигалось расследование и какие выдвигались версии?
Он пропал с радаров ранним утром субботы. Через 23 минуты после взлета. Ненадолго вернулся – но нет, показалось. И через несколько минут СМИ рапортовали: самолет А321 "Когалымавиа" разбился. Все 224 человека, и пассажиры, и экипаж, погибли на месте. Расследование длилось три долгих недели. И вот результат. Теперь мы доподлинно знаем: 31 октября 2015 года в небе над Синаем произошел теракт.
Сразу после падения мировые СМИ запестрели версиями. Первая – классическая: ошибка пилота. Продержалась недолго, до первых подробностей биографии. Командир корабля Валерий Немов имел более 12 тысяч часов налета. Да и сам борт, по словам компании, был исправен. Через несколько дней пришло подтверждение – из Ирландии, где был зарегистрирован самолет. "Когалымавиа" брала его в лизинг.
На место крушения прибыли эксперты. В составе комиссии — 47 человек из Египта, Франции, Германии, Ирландии и России. Вместе с ними работали и специалисты от Airbus. Прорабатывали все версии, без исключения. Несмотря на спекуляции не только СМИ, но и террористов. Вечером 31 октября, в день крушения, ответственность за гибель 224 человек взяла на себя террористическая группировка "Вилаят Синай". Сообщение, как всегда, распространили соцсети. "Это вам за Сирию, крестоносцы", — стандартная формулировка говорила о том, что заявление могло быть фальшивкой от тех, кто симпатизирует террористам. Ведь подобные комментарии от противников действий российских ВКС в Сирии появились в сети сразу после крушения борта. Впрочем, сама "Вилаят Синай" вполне могла совершить теракт. Год назад боевики присягнули на верность ИГИЛ. Отсюда и название: в переводе с арабского "Провинция Синай Исламского государства".
Тем временем, версия взрыва находила все больше сторонников. Обстановка располагала: авиакомпании стали одна за одной приостанавливали полеты в Египет. "Из соображений безопасности". Всех удивила Британия: премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что провел встречу чрезвычайного комитета "Кобра". По его словам, он "не может быть уверен, что причиной падения российского самолета стал взрыв", но эта версия с каждым днем выглядит все правдоподобнее.
А ведь заседание "Кобры" – это не шутка. В Британии, да и за ее пределами, многие знают: этот комитет собирается только в самых экстренных случаях. К примеру, когда в центре Лондона нашли и обезвредили бомбу. Вдобавок именитые британские эксперты стали один за другим вспоминать о трагедии Локерби.
В декабре 1988 года Boeing-747 авиакомпании Pan American потерпел катастрофу возле шотландского городка Локерби. Погибли 270 человек. Лишь спустя три года стало очевидно: это был теракт. Свое мнение высказали и за океаном. Телеканал NBC сообщил: американский спутник зафиксировал тепловую вспышку в момент падения самолета. Другими словами, на борту произошел взрыв. Дальше – уже информация от Египта.
Спустя десять дней уже официальное подтверждение. За гибель 224 человек ответственны террористы. А значит, новая задача – найти и обезвредить. Всех до единого.