"Считаю, что чехарда не нужна, она мешает", — эти слова Владимир Путин произнес 17 декабря в ходе своей традиционной Большой пресс-конференции. Произнес в тот момент, когда характеризовал работу правительства. Я хотел бы использовать эту цитату применительно к самому мероприятию, которое оставило у меня неоднозначное впечатление.
С одной стороны, было задано несколько десятков самых разнообразных вопросов. Не только важных, острых, неприятных и злободневных, но и формальных, ошибочных, порой, глупых. На каждый из них был дан ответ. Но, с другой стороны, состоявшаяся встреча оставила какой-то осадок. Мне кажется, что нынешний формат изжил себя и требует каких-то изменений.
Еще накануне самого события это косвенно подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, заявивший, что никаких "технологических" изменений в общении президента с представителями СМИ не предвидится, хотя "журналистам действительно все сложнее удивить российского лидера своими вопросами".
В начале пресс-конференции президент сразу предложил перейти в режим диалога, поскольку совсем недавно озвученное Послание Федеральному Собранию уже предоставило всеобъемлющий отчет по главным направлениям внутренней и внешней политики. Ему все равно пришлось (он даже поблагодарил корреспондента "Комсомольской правды" за предоставленную возможность) подробно рассказать об экономической ситуации в стране, но это как раз понятно. Подобная тема и должна, в первую очередь, волновать граждан. Вот только обязан ли отвечать на всевозможные вопросы исключительно глава государства?
Да, я знаю, что президент – высшее должностное лицо в стране, гарант конституционных прав и свобод граждан! Он от этих обязанностей и сам не открещивается: "Если что-то у кого-то не получается, за что я тоже несу ответственность, то это и моя вина". Просто за все эти годы, в течение которых проходили большие пресс-конференции президента, мы свыклись с мыслью, что Владимир Путин разъясняет все и вся, рассказывает об успехах и анализирует ошибки. По-моему, уже давно наступил момент, когда эту ответственность должны разделить с лидером страны, скажем так, руководители более узкого профиля. Те же министры, главы федеральных агентств, губернаторы и так далее. По-моему, уже давно пора именно им отчитываться в подобном формате о проделанной работе. Давно пора именно им объяснять причины принятия тех или иных решений, в том числе непопулярных. Давно пора самим научиться выходить в прямой эфир к многочисленным микрофонам и телекамерам, а не прятаться за спиной президента. Потому что подавляющее большинство вопросов, прозвучавших в минувший четверг в столичном Центре международной торговли, на самом деле, были адресованы не президенту, а его подчиненным различного ранга.
Платные парковки – тема, для Москвы просто огнедышащая, но разве президент России должен об этом говорить? Это что касается возможных изменений формата в части "кто отвечает". Но у меня есть еще замечание и по тем, "кто спрашивает". Как и год назад, я должен сказать, что по-настоящему заинтересованный подход к вопросам президенту снова был заметен только у региональных журналистов. При всем уважении к коллегам из федеральных столичных СМИ, их выступления носили крайне формальный характер: на все их вопросы ответ уже был дан все в том же Федеральном Послании. А у провинциалов чувствовалась реальная жизнь, их неподдельное желание поделиться своими насущными, пусть, не глобальными, но непридуманными проблемами. И уверяю вас, место для вопросов по внешней политике в этой повестке обязательно бы нашлось.
И, конечно, отдельного упоминания заслуживают "пламенные" представители либеральных средств массовой информации, которые, сваливая все в одну большую кучу, не дожидаясь ответа, тут же бросались обсуждать в социальных сетях, кто из них правильно сформулировал вопрос, а кто – нет, есть ли на карте России за спиной президента Крым, или он отсутствует. Вот она, эта "чехарда", которая мешает!
Поэтому, мне кажется, что необходимы изменения. Нужно или обязать отвечать на вопросы прессы членов правительства, или полностью переводить пресс-конференцию президента в формат общения с региональными журналистами. Иначе мы рискуем потерять главное в этом, безусловно, важном, мероприятии – его смысл. Потому что смысл должен быть во всем – и не только в ответе, но и в вопросе. А кортики – символы воинской чести и достоинства – офицерам ВМФ, конечно, нужно вернуть! Тут двух мнений и быть не может.