Документальный фильм Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину" бьет рекорды популярности. В понедельник ленту показал телеканал "Россия 24", а премьера состоялась днем ранее на "России 1". Только в Москве фильм уже посмотрели более 40 процентов зрителей, и это один из самых высоких показателей интереса к телевизионному проекту за последние несколько лет.
Три миллиона человек у телеэкранов, и это только в Москве. Так бывает разве что в новогоднюю ночь и во время парада 9 мая. Было так и в феврале 2014 года, когда открывали игры в Сочи — ими тогда действительно дышала вся Россия. Но чтобы события годичной давности на два с половиной часа остановили жизнь почти каждой второй столичной семьи? Подобные примеры в современной истории страны едва ли можно вспомнить.
"Фильм стал большим телевизионным событием, собрав огромную аудиторию. Доля по Москве среди взрослых зрителей – 18 лет и старше – была 40,6 процента, рейтинг – 14,7 процента. Это очень высокая цифра, она сопоставима с самыми высокими телевизионными рейтинговыми событиями, которые происходят на отечественном телевидении", — отмечает руководитель социологической службы телеканала "Россия 1" Сергей Сальников.
Неудивительно, что о впечатлениях от документального фильма Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину" у первых лиц государства на следующее утро спрашивают на пресс-конференциях. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призналась: Я нахожусь под огромным впечатлением. Еще в большей мере пришло осознание того, что если бы не волеизъявление жителей Крыма и Севастополя, если бы не твердая воля и решимость нашего президента и верховного главнокомандующего, если бы не профессионализм нашей армии и служб безопасности, можно только представить, что могло произойти в Крыму".
Отснятых исходников хватило бы на четыре часа эфира. Об этом автор документальной ленты, политический обозреватель и ведущий телеканала "Россия 1" Андрей Кондрашов расскажет уже после премьеры. И выбрать главное было непростой задачей. Кажется, за событиями на полуострове и вокруг него весной 2014 года следили все, но даже среди тех, чьими голосами, в том числе, принимались важные для Крыма решения, проведя два с лишним часа у экранов, узнали о деталях, о которых еще совсем недавно во всеуслышание никто не говорил.
"Фильм своевременный. Может быть, в перспективе еще больше расскажут нам, но суть ясна была и тогда, год назад, и сейчас. Мы рады, мы счастливы, мы радуемся вместе с жителями полуострова Крым, и теперь это снова неотъемлемая на вечные времена часть России", — подчеркивает Владимир Жириновский.
"Достойная лента. Надо отдать должное, что Путин рассказал о проблемах и трудностях, которые там возникли, и драматизме ситуации. Мы прошли там несколько километров по лезвию бритвы, но единство народа, его мощь, то, что все действовали как одна команда, и героико-патриотические традиции Крыма показали пример, как можно от самого многочисленного нашествия избавляться. Там стояла 20-тысячная украинская армия, и ни один автомат, ни одна пушка не выстрелили", — отмечает Геннадий Зюганов.
Интервью президента было всего два: одно записано сразу после крымских событий, другое — разговор об уже перевернутой странице российской истории. Но самое важное, что отмечают зрители, это готовность главы государства говорить откровенно об удачном и неудачном, приятном и не очень.
Заместитель председателя Государственной Думы Сергей Железняк признается: "Для меня была поразительна степень откровенности нашего президента, который рассказывал о всех деталях того, как принималось решение о поддержке референдума в Крыму, как обеспечивалась безопасность. И я не уверен, что такую степень откровенности мы могли бы услышать от лидеров других стран".
Ждать от многих мировых лидеров или их представителей хотя бы откровенной реакции на фильм, увы, не приходится. Комментарий Джен Псаки из разряда "Я свидетель! А что случилось?" едва ли кого-то удивил. Еще до премьеры, признавшись, что фильм не видела, представитель Госдепартамента США заявила, что он "согласуется с вводящим в заблуждение подходом, связанным с отрицанием Россией причастности к событиям на востоке Украины".
А глава МИД Латвии в своем Twitter лишь подтвердил и без того очевидное: слышать лишь то, что хочешь услышать, значительно проще, чем пытаться разобраться в причинах и последствиях.
Уже понятно, что разговоры об увиденном стихнут еще не скоро. Фильм планируют перевести на несколько языков, в том числе, на украинский и крымско-татарский. Ну а в случае с русской версией уже можно говорить о телевизионном рекорде: лента стала самым популярным документальным фильмом за последние семь лет.