Сергеем Полонским занялись психиатры. Предприниматель на время поменял стены СИЗО "Матросская тишина" на палату института имени Сербского. Задача психолого-психиатрической экспертизы — выяснить, нет ли у бизнесмена привязанностей, требующих принудительного лечения, и заодно понять, вменяем ли он, в принципе. Последний пункт породил массу предположений: мол, нашел Полонский лазейку, которая поможет ему избежать претензий со стороны обманутых дольщиков. Правда, с такой версией не бьются заявления адвокатов. Те утверждают, что это стандартная процедура и не стоит придавать ей большого значения. А сам бизнесмен полон сил и оптимизма. Так или иначе, история знает немало примеров, когда якобы невменяемые злоумышленники избегали наказания, а после лечения проворачивали новые дела.
Амбулаторная психиатрическая экспертиза – обычно, дело одного дня. Эксперты пытаются определить, болен ли человек, но главное – отвечает ли за свои действия. Окончательное решение о вменяемости принимает только суд. Именно это и влияет на наказание. Невменяемого будут лечить, вменяемого – наказывать по всей строгости.
Полонского – давно называют одним из самых эксцентричных бизнесменов России, но могут ли его выходки быть проявлением душевного недуга? "В данном случае, если говорить о Полонском, то у него такой спектр запечатленных телевидением, не очень адекватных для обывателя, характеристик, что надо исключить, нет ли проявлений болезни, — поясняет руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. — А то потом на суде адвокаты скажут: "Что вы больного допрашиваете?".
Вот лишь краткий перечень странных выступлений предпринимателя. Например, Полонский утверждает, что в детстве, в Карелии, 4 дня просидел на природе в одиночестве, по заданию некоего тренера, однажды сутки лежал в гробу на кладбище, на спор ел галстук в телеэфире. Замечен в проявлении агрессии. В 2010-м на заседании правления компании Mirax Group на глазах у шокированных менеджеров швырнул мобильный телефон коллеги. Сидел в камбоджийской тюрьме по подозрению в том, что побил и держал в заложниках местных моряков во время прогулки на яхте.
Охранники тюрьмы жаловались, что заключенный кидается вентиляторами и жжет собственную одежду. В представлении Полонского, впрочем, драка на яхте выглядела едва ли не гуманитарной операцией. Из интервью телеканалу "Россия 1" в январе 2013 года: "Да там было 10 метров до берега, мы жилеты им дали спасательные".
По мнению некоторых специалистов, эпатаж от Полонского – действительно, может быть нездорового характера. Михаил Виноградов, психиатр-криминалист, доктор медицинских наук отмечает: "Ему свойственно стремление показать себя в самом лучшем свете, он легко возбудим, страдает вялотекущей шизофренией".
На принудительном лечении, надо сказать, несладко. Но ущерб выплачивать не надо, и свобода кажется ближе.
2010 год. Москвич Леонид Насветиков в центре столицы протаранил 24 автомобиля. Общий ущерб – более 10 миллионов рублей. Но Насветиков их не должен — обвинил явившихся ему инопланетян. Признан невменяемым.
2011 год. На лечение отправляют Сергея Соколова, грозу интернет-аукционов, который получал прибыль с фальшивых объявлений о продаже. Выйдя из клиники, Соколов спокойно колесит по заграницам и зарабатывает миллионы рублей на крупной афере – стимулирует взлет акций "АвтоВАЗа".
Рыжий Тарзан, Вячеслав Дацик, известный серийными грабежами, несколько лет назад успешно бежал из психиатрической больницы — добрался до Норвегии, правда, в конце концов, – его водворили в российскую колонию.
Впрочем, Полонскому до любой из этих историй далеко, если даже амбулаторная экспертиза что-то серьезное обнаружит, назначат еще одну – стационарную, да и невменяемыми сейчас признают лишь в нескольких процентах случаев. Если же поставят алкогольную или наркотическую зависимость, это тоже от наказания не спасет.
"Я полагаю, что характер преступления Полонского дает основание полагать, что он был вменяем, не страдал заболеваниями и в момент преступления прекрасно руководил своими действиями, — говорит президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев. — При наличии того ущерба, который по делу Полонского известен, ему грозит от 8 до 10 лет лишения свободы".
Так что с диагнозом или без, а отвечать перед законом придется.