В Германию прибыла первая волна мигрантов — две тысячи человек. Всего же в страну должны въехать 10 тысяч. На такое количество согласились немецкие власти — по их словам, они пошли на такой шаг исключительно из соображений гуманности. Поезда с мигрантами прибывают в Мюнхен из Венгрии, где за последние недели скопились десятки тысяч человек, желающих осесть в развитых европейских странах.
Где в Европе жить хорошо или кто гостеприимнее? Государства Старого Света не могут разобраться, кому же из них отвечать за сложившийся кризис. И пока единой формулы нет. С одной стороны — страны, которые пытаются откреститься от беженцев, например, Венгрию, осуждают за отказ в помощи нуждающимся. Из Германии прилетают наказы: мол, поддержка мигрантов — не прихоть, а долг, причем, общеевропейский.
Надо признать, что на многих призывы немецких политиков действуют: за звание самых радушных сегодня соревнуются в Ирландии и Франции. Там проходят массовые митинги. Активисты уверяют: стоит только приехать мигрантам, их тут же примут с распростертыми объятиями.
С другой стороны, возникает вопрос: как все члены ЕС смогут на равных условиях принимать у себя беженцев? У одних не хватает территории для создания лагерей временного размещения, у других — средств на содержание тысяч нахлебников. А в Британии и вовсе, насмотревшись страшных кадров осады французского Кале, хотят как можно быстрее выйти из ЕС. Соцопросы показывают: если бы референдум о выходе из состава Евросоюза провели сейчас, жители бы точно поддержали идею разорвать отношения с Брюсселем. Позиция простая и объяснимая: нет членства в союзе — нет обязательств соседствовать с нелегалами.
"93 процента населения планеты проживают за пределами ЕС, и такие крупные страны, как Китай, Индия и Америка, развиваются вне Евросоюза. Мы можем стать успешнее. Нам нужно выходить из ЕС. Что касается мигрантов, мы должны уделять этому вопросу больше внимания. А действия Германии, которая просто открыла границы для нелегалов — это не решение проблемы", — уверен член партии Независимости парламента Великобритании Дуглас Карсвелл.
Власти Германии, у которой пока больше всего энтузиазма, уже объявили, что готовы принять 10 тысяч человек. Первая волна прибывших из Будапешта — уже в Мюнхене.
"За последние несколько часов к нам уже прибыли две тысячи беженцев. Они приехали из Венгрии через Австрию. Пока все идет гладко, мы провели ряд встреч с командой по кризисному управлению и правительством Баварии. Полиция и волонтеры обеспечивают прием мигрантов", — говорит министр социальной политики Баварии Эмилия Мюллер.
Транзит через Венгрию идет активно — уже в ближайшие часы из Будапешта отправится следующий рейс. Автобусы доставят нелегалов в Австрию и Германию. Так постепенно из венгерской столицы вывезут всех, кто несколько дней жил у главного международного вокзала города — Келети. Часть уже отправили накануне, еще несколько тысяч пошли до Вены пешком — прямо по автостраде.
Вот только новых постояльцев Будапешт принимать, похоже, не собирается. Власти Венгрии подумывают о том, чтобы закрыть въезд мигрантам, которые направляются в Западную Европу. Вполне возможно, что беженцам скоро придется искать новый перевалочный пункт.
"Вы должны понять, с какой проблемой мы сталкиваемся. Мы не можем обеспечивать безопасность граждан, если по шоссе разгуливают огромные толпы беженцев, если мигранты нарушают работу вокзалов, отправляясь в Австрию пешком по рельсам. С начала года в Венгрию въехали больше 170 тысяч беженцев. При этом в стране из них остались только 10 тысяч", — заявил пресс-секретарь правительства Венгрии Золтан Ковач.
По самым скромным подсчетам, въехали в Европу уже больше 350 тысяч человек — и, как выяснилось, далеко не все они имеют статус беженцев. Многие скорее не бегут от войны, а стремятся за новой — и, по их представлениям, богатой и сытой — жизнью в Европу. Помимо граждан Сирии, Афганистана, Ирака, Сомали и Йемена, в числе нелегалов — много иранцев, выходцев из Омана и даже Кувейта. Войн в этих странах нет, но желание жить в цивилизованной Европе у их жителей от этого не меньше.
"Последние несколько суток на венгерской границе настоящая истерия. Принято считать, что все мигранты — сирийские беженцы. Но статистика говорит о другом: из 170 тысяч человек, которые въехали в нашу страну, сирийцев только одна треть. Все остальные едут в Европу из 100 других государств. И они не являются беженцами, а приезжают по экономическим причинам", — объясняет Золтан Ковач.
Пока нестабильная политическая обстановка, боевые действия и нищета гонят африканцев и жителей Ближнего Востока на северо-запад, за океаном проблемы как будто не видят. В США, которые фактически являются источником этого кризиса, мигранты не нужны. Вашингтон, спровоцировав войны, теперь молчит. Отдуваться за грехи соседей готовы в Аргентине. Президент Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что ее страна по традиции примет участие в разрешении международных гуманитарных проблем и разместит у себя часть мигрантов из Сирии и Ливии. Вопрос только, сочтут ли беженцы эту страну привлекательной в качестве своего нового дома.