На Филиппинах сразу 239 человек приняли православное крещение. Это целая община местной Аглипаянской церкви, которая также называется независимой. Таинство совершили священник Георгий Максимов и иерей Кирилл Шкарбуль. Всех крестили в Тихом океане. Причем, не только мирян, но и двух бывших епископов и четырех священников. Есть и те, кто собирается ехать в Россию — учиться в духовной семинарии.
Таким образом, на архипелаге стало одним православным приходом больше. Для Филиппин он уже четвертый. А вот, кстати, общая статистика Юго-Восточной Азии. Население региона — почти 600 миллионов человек. Из них — христиан более 22 процентов. Мусульман — порядка 37. А 27 процентов исповедуют буддизм. Что касается конкретно православной церкви, то ее позиции в регионе исторически достаточно сильные.
Крещение в водах Тихого океана, литургию и причастие совершали 8 часов двое священников. Новообращенных — 239 человек. Еще сотни – хотят принять православие в будущем. Это, конечно, немного для стомиллионного населения Филиппин, но, тем более, удивительно. На Филиппинах за столетия смешалось множество народов и культур. К коренному населению примкнули переселенцы из Китая, арабы.
С 16 века Филиппины подчинялись Испании, недолго принадлежали Британии, в первой половине 20 века зависели от Соединенных Штатов. Во время Второй мировой были оккупированы японцами, и лишь после войны обрели самостоятельность. Так что религии и верования в этом островном государстве сосуществуют разные. Вот основные. Мусульман – 5 процентов, около 10 – протестанты, 80 процентов – католики, это во многом след испанского влияния.
"Это единственная страна юго-восточной Азии, где реальное большинство христиане. 89 миллионов человек. Большинство – католики. Колонизаторами были в 16 веке испанцы", — говорит профессор кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Сергей Фирсов. Около трех миллионов верующих называют "аглипаянцами". Они близки к католикам, но не признают главенство Ватикана. Их независимая церковь зародилась как реакция на давление со стороны испанцев.
"Начиная со второй половины 19 века на Филиппинах начинается борьба против испанского господства, — рассказывает Николай Шабуров, директор Центра изучения религий РГГУ. — И борьба эта сферу церкви тоже захватила. Грегорио Аглипай — борец за независимость Филиппин, по его имени и называют верующих – аглипаянцы. Эта церковь по своему вероучению близка к англиканской церкви. Англиканская церковь из христианских — ближе других к православию". Подсчитать общее число православных на Филиппинах непросто. Там действуют миссии Константинопольской и Антиохийской православных церквей. В 30-е годы в Маниле был основан русский православный храм, разрушенный во время бомбардировок в 1945 году.
Новая волна интереса к Русской православной церкви началась не так давно. Верующие из России помогли филиппинцам после разрушительного тайфуна Хайян, или Иоланда, в 2013 году. Знакомство с верой продолжилось, причем по инициативе местного населения. Четыре общины аглипаянцев, которые приняли православие в 2015 году – живут на самом южном острове Филиппин – Минда-нао.
Есть, конечно, языковой барьер. Кто-то говорит на английском, но местные языки – себуанский и тагальский, и на них уже идут православные службы. Выходит стенгазета на тагальском, есть православная радиопередача. Подготовка к крещению – катехизция, длилась около полутора лет. "Недоумение могут вызывать посты, — говорит миссионер Даниил Костромин. — Традиция русской церкви довольно строгая, нужно еще суметь ее принять. Возможно, удивит практика молиться стоя. Хотя есть один ревностный приход, где прихожане сами добровольно вынесли скамейки из храма, узнав, что в православии молятся стоя".
Филиппинцы, как дети, радуются подаркам из России. Иногда очень простые и нужные верующим предметы там оказываются редкостью. "В этом регионе, в основном, в платках ходят мусульмане, — продолжает Костромин. — Была такая ситуация, будто в православном храме присутствуют женщины в мусульманских платках. Мы собирали платки, иконки отправляли в качестве подарков".
Чтобы стать православным миссионером за рубежом, нужно не просто желание, но специальная подготовка длительностью хотя бы около года, знание английского, и непременно смелость. На развитие миссионерской деятельности в России очень повлиял священник Даниил Сысоев, настоятель храма святого апостола Фомы на Кантемировской. Он был жестоко убит в 2009 году.
Новообращенные бывшие священнослужители-филиппинцы из Аглипаянской церкви – ныне Стефан, Георгий, Елиазар, Алексий, Тимофей и Роман надеются поступить в российские семинарии, чтобы после обучения начать пастырское служение в качестве православных иереев.