Автор: Дмитрий Киселёв
В ночь на 14 ноября Франция шагнула в новую жизнь, в которой стало больше страха, подозрений и раздумий. Безжалостные теракты в Париже, где жертв — далеко за сотню, заставили содрогнуться весь мир.
К посольству Франции в Москве простые люди несут цветы и письма солидарности. Свои соболезнования выразил глава российского государства Владимир Путин.
"Эта трагедия стала очередным свидетельством варварской сущности терроризма, который бросает вызов человеческой цивилизации. Очевидно, что для эффективной борьбы с этим злом требуется реальное объединение усилий всего международного сообщества. Хотел бы подтвердить готовность российской стороны к самому тесному взаимодействию с французскими партнерами в расследовании совершенного в Париже преступления", — подчеркнул глава государства.
Это самый большой теракт в истории Франции. Россия, которая с терроризмом столкнулась одной из первых, понесла много утрат в этой борьбе, может понять глубину скорби и протягивает руку всем, кто готов бороться с терроризмом вместе.
Автор: Евгений Попов
Родные, друзья погибших стоят в объятьях друг друга на том самом бульваре Вольтера, где убили их близких. Подолгу молчат, утирают слезы и снова плачут. В пятницу, 13 ноября, в 21:40 из черного Volkswagen Poloо вышли трое, ворвались в заполненный концертный зал "Батаклан" и стали расстреливать людей из автоматов Калашникова, выкрикивая что-то про Сирию и Ирак.
Клуб "Батаклан большой. Он двухэтажный. Здесь постоянно выступают рок-группы. Клуб пользуется популярностью, находится в оживленном центре города, и в ту ночь здесь было много людей. Очевидцы рассказывают, что, когда началась атака, люди хлынули из клуба просто волной, началась паника, в кафе вокруг владельцы тут же сориентировались и стали прятать своих посетителей в подвалы.
Леденящие сердце кадры журналиста Le Monde Даниэля Псенни: люди с криками бегут из клуба врассыпную. Женщина повисла на карнизе и умоляет о помощи. Мужчина вцепился в оконную раму. Возле выхода — пятеро убитых. Полиция, по словам очевидцев, приедет к клубу только через 20 минут. Штурм спецназ начинает около полуночи.
К часу ночи стрельба на бульваре Вольтер, где расположен концертный зал, стихает. Здесь погибли 90 человек — от пуль террористов, от взрывов поясов смертников и во время полицейского штурма.
Шесть террористических атак с разницей в 5-7 минут. Четко спланированных. Предположительно, восемь боевиков разделились на три группы. Дважды атаковали богемный 11-й округ, три теракта совершили в популярном у туристов 10-м, где проживают 90 тысяч парижан.
Самым кровавым могло стать нападение на стадион в неблагополучном пригороде в трех километрах от города. Впрочем, есть версия, что этим терактом боевики отвлекли на себя значительные сил полиции, тем более на трибунах был президент.
80-тысячный стадион "Стад де Франс". Место взрывов и трибуны находятся на значительном удалении друг от друга. Взрывы прогремели в самом начале товарищеской встречи. Известно, что команды даже доиграли.
Первый взрыв у стадиона — в 21:20 — во время товарищеского матча между Сборными Франции и Германии болельщики восприняли как должное. Чего ни произойдет на футболе! На трибунах стало только громче. Через 5 минут здесь подорвет себя еще один смертник.
Улицы Рю Биша и Рю Алибер. Террористы из черного Seat расстреливают людей в кафе "Ле Карийон" и "Пети Камбодж" — это почти самый центр, до площади Республики — десять минут пешком. 14 убитых.
Через 7 минут Seat с террористами еще ближе к площади Республики — до нее 300 метров. Боевики открывают огонь по террасе одного из кафе. Пятеро посетителей — те, кто сидели ближе к дороге, убиты, еще 8 человек ранены. Выжившие утверждают, что у одного из террористов, одетого во все черное, был пулемет. На вид ему было не более 20 лет.
Внутри кафе все еще перевернута мебель. В витрине — 10 пулевых отверстий. У порога — свечи и цветы.
9:38. Бар "Бель Экип" на улице Шарон, что в пяти минутах ходьбы уже от площади Бастилии. Здесь настоящая канонада и сразу 19 погибших. Одной из первых выстрелом в упор в голову убита женщина.
Через две минуты — самоподрыв террориста на бульваре Вольтера. Без жертв среди мирных граждан. И тут же разворачивается драма в концертном зале "Батаклан". А в 21:53 возле McDonald’s на стадионе "Стад де Франс" взрывает себя еще один смертник.
Франция выиграла 2:0. До сих пор над трибунами — флаги соперников, а на брошенных в спешке прилавках — бутылки с горчицей для хот-догов.
Площадь 8 Мая — один из тех районов, где, как говорят сами парижане, не работают французские законы. Здесь давно живут беженцы из Африки, Ближнего Востока, арабских стран. И у них свои правила и законы. Ходить сюда полиция не советует — опасно — но именно в этом пригороде Парижа — один из главных стадионов.
Ишан — эмигрант из Марокко — был на футболе. И после матча, когда началась паника и люди побежали, снял несколько кадров на телефон. "Это французские политики виноваты, а также США. А винят во всем снова мусульман. Мусульмане не хотят войны, — говорит Ишан. — Французские газеты снова объявили нас виноватыми, но мусульмане погибли вместе с христианами и иудеями".
За один вечер в Париже убиты 129 человек, ранены сотни. В больнице Помпиду не хватало донорской крови. Общего списка жертв нет. Не все тела еще опознаны.
Среди заложников в "Батаклане" могла быть гражданка России Наталья Муравьева. Погибли французы, чилийцы, американцы, бельгийцы, мексиканцы, испанцы, португальцы, англичане. Белоруссия ищет своего гражданина. В Париже напряжен даже воздух.
Французы трагедию сравнивают даже не с американским 11-м сентября, а с немецко-фашистской оккупацией. С тех пор на этих улицах не взрывали и не расстреливали так много людей.
Следователи в белых комбинезонах что-то измеряют рулеткой на бульваре Вольтера. Вокруг — перевернутые стулья, разбитые стекла. У камбоджийского кафе стирают с асфальта следы крови. Здесь за секунды до теракта люди тоже слышали призывы на арабском.
Во Франции уже написали, что террористы атаковали все, что запрещает ИГ: спортивное мероприятие, кафе и бары, где вечером выпивали, концерт. И едва ли случайно именно в ту пятницу в "Батаклане" играла калифорнийская рок группа.
Исмаэл Омар Мостефай — смертник, личность которого полиция установила первым. 29 лет. Родился под Парижем. Алжирские корни. Дважды судим. С 2010 года — в полицейской базе радикалов. Прошлую зиму провел в Сирии. Отпечаток оторванного в результате взрыва пояса смертника пальца совпал и не оставил сыщикам сомнений.
В бедном квартале Брюсселя Маленбек прошли аресты. Под стражу по подозрению в причастности к теракту взяты пять человек. Известно, что трое из восьми террористов в Бельгии жили. И тот самый Volkswagen, на котором к концертному залу приехал Мостефай, арендован в этой стране.
Была ли среди террористов женщина, так и не ясно. А вот египетский и два сирийских паспорта, найденные на месте взрывов, скорее всего, принадлежат боевикам. Снимок сирийского документа даже опубликован в сербской газете. Принадлежит он Ахмеду Алмахаммеду. Еще в октябре его посчитали беженцем и в Македонии без проблем оформили иммиграционные бумаги. Таким же образом, только уже через Грецию, в Европу въехал и еще один террорист — Абудулакбак. Известно, что оба сирийский паспорта — фальшивые, напечатаны они в Турции.
Во Франции объявлено чрезвычайное положение. В столицу стянуты полторы тысячи военных. Префекты имеют право вводить комендантский час. Сутки спустя после терактов полиция эвакуировала район вокруг Эйфелевой башни. Спецназ стянули к гостинице "Пульман". Но эта тревога оказалась ложной.
15 ноября недалеко от Парижа найден и черный Seat. Машина брошена на узкой улице, внутри — три автомата Калашникова. Число боевиков, сумевших бежать, полиция назвать не берется.