Премьер-министр Дмитрий Медведев в среду дал большое интервью ведущим российским телеканалам. Глава правительства подвел итоги года и ответил на вопросы о социально-экономической ситуации в стране. В том числе он коснулся будущего пенсий, ценах после введения эмбарго на турецкие товары, трехмиллиардного долга Украины перед Россией, а также системы "Платон", вызвавшей недовольство части водителей-дальнобойщиков.
Ситуация в экономике остается весьма непростой, но находится под контролем. Развитие многих негативных тенденций, считает премьер Медведев, удалось остановить.
"Антикризисный план сработал. Падение экономики и падение производства приостановлено, и мы исходим из того, что на следующий год мы уже будем расти. В прогноз и бюджет следующего года мы заложили усредненный курс порядка 63 рублей за один доллар. По всей вероятности, где-то в этих границах рубль будет держаться", — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Безусловно, курс рубля серьезно зависит от цен на нефть, они сейчас самые низкие за последние шесть лет. Глава Минфина пугает коллег, что накопленных резервов скоро не будет хватать.
"Мы для чего их создавали? Мы их создавали для того, чтобы при такой ситуации, как сложилась сейчас, их тратить, а не просто сидеть вот так вот и говорить: "Ну да, ну тяжело, но тратить не будем. Сожмемся еще больше, откажем себе во всем и тратить резервы не будем". Ну зачем нам такая позиция? Мы их, естественно, тратим, но тратим разумно", — подчеркнул Медведев.
Благодаря этим резервам неукоснительно исполняются социальные обязательства, в полном объеме финансируется и модернизация вооруженных сил, начатая несколько лет назад. То, что многие результаты достигнуты, сегодня особенно очевидно.
"Я могу вам сказать так: применение российских Вооруженных сил укладывается полностью в параметры бюджета Министерства обороны. Они не обращались за увеличением расходов на оборону. Применительно к той ситуации, о которой вы говорите, (прим. операция в Сирии) не обращались", — заявил премьер-министр.
В нынешней экономической ситуации, когда на счету должен быть каждый рубль, большие российские деньги застряли за рубежом. Киевские власти не хотят отдавать три миллиарда долларов.
"Конечно, мы с этим не смиримся, мы пойдем в суд, мы будем добиваться дефолта по кредиту и будем добиваться дефолта по всем заимствованиям Украины. А куда деваться?" – сказал Медведев.
Безапелляционность заявлений украинских властей, конечно, во многом подпитывается просто-таки удивительными ухищрениями со стороны международных финансовых организаций, которые вдруг задумались, что если правительство одной страны берет деньги в долг у другой, то какой именно это кредит, суверенный или коммерческий?
"Никогда за всю историю МВФ, за всю историю международных экономических отношений это не ставилось под сомнение. Тут вдруг международные финансовые организации начали говорить: "Ну, это как бы вот вроде и не совсем суверенный заем". То есть, когда два правительства, это не совсем суверенный заём? Чушь собачья. Очевидно, что это просто совершенно наглая циничная ложь", — подчеркнул Медведев.
Всю прошлую неделю, мягко говоря, довольно лукавые заявления из Киева поступали по поводу полного отключения света в Крыму.
"То, что произошло со светом, иначе как геноцидом не назвать. Это совершенно хамская, абсолютно такая отмороженная, как говорят в народе, позиция людей, которых, кстати, украинские власти даже почитают за своих. Отрезали от энергоснабжения. Как это назвать? Свинство просто, по-другому никак не назвать. Но мы, естественно, к этому готовились, скажем прямо", — сообщил премьер-министр.
После запуска последней нитки энергомоста из России в мае Крым будет получать 800 мегаватт.
"Это полностью закроет проблемы Крыма", — сказал глава правительства.
Одна из самых обсуждаемых тем этого года — дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста.
"Здесь нельзя ни торопиться, ни, с другой стороны, опоздать. Конечно, если бы мы сейчас приняли решение, то для бюджета это было бы очень существенной поддержкой. Но давайте задумаемся: люди к этому готовы? Я в этом не уверен", — заявил Дмитрий Медведев.
Так что никаких решений пока не принято, а если что-то и предпринимать в этом вопросе, то делать это нужно, подчеркнул Медведев, постепенно. В том числе и вопросе пенсий для тех пожилых людей, которые продолжают работать.
"Напомню, в советские времена такие люди никогда не получали пенсию. Человека ставили в такие условия: или ты получаешь пенсию, или идешь и зарабатываешь деньги на работе. Такова была позиция наших предшественников, которые, кстати, олицетворяли левые взгляды, левые, подчеркиваю. Мы на это не пошли, у нас люди сейчас получают и пенсию, и зарплату", — отметил Медведев.
"Что касается работающих пенсионеров, то они и работают, и получают пенсию, но их пенсия не индексируется именно потому, что они работают. Я считаю, что это тоже справедливо, потому что если они находят силы для работы, то уж во всяком случае эти небольшие суммы индексации им не настолько нужны", — заявил премьер-министр.
Журналисты, конечно, не могли не спросить у Медведева и об истории с запуском системы "Платон". По словам премьера, абсолютное большинство дальнобойщиков зарегистрировались в ней, технические проблемы устранены, а саму идею сбора денег за проезд огромных фур Медведев считает правильной, поскольку именно такие машины оказывает самое серьезное влияние на состояние трасс.
"Те, кто реально воздействует на дорогу, водители крупных грузовиков, крупнотоннажного транспорта, не платят практически ничего. Во всех современных государствах они участвуют в этих расходах, это абсолютно нормально, это правильная идея. И я считаю, что она должна быть доведена до своего логического конца. Наверное, там были допущены какие-то ошибки, которые нужно было исправить. Но они не фатальные, они все исправлены, это все работает. Именно поэтому 700 тысяч зарегистрировались", — сказал Медведев.
Благодаря новой системе, по словам Медведева, в дорожные фонды дополнительно поступит до 50 миллиардов рублей.