Киевское командование отказывается разоружать бойцов, которые находятся в окружении в районе Дебальцева. По информации Минобороны ДНР, они ведут беспорядочный огонь из минометов и реактивных установок по позициям ополченцев, машинам наблюдателей и иногда даже по своим. Вырваться из окружения им не дают, и украинские бойцы массово сдаются в плен. О том, что объявлено перемирие, многие из них узнают от ополченцев.
Армии Донецкой и Луганской народных республик сомкнули котел вокруг Дебальцева. В окружении — около шести тысяч украинских солдат. У них кончаются боеприпасы и продовольствие, пополнить их запасы невозможно. Ополченцы надежно контролируют все подступы к этой зоне. Передовые отряды народных республик — уже в самом Дебальцево, о чем говорят кадры хроники. Вот пленные украинские солдаты — девять бойцов спецназа восьмого отдельного полка. Командиры сказали, что никакого котла нет, и бросили их в наступление.
"Я тебе скажу одну правду: в Минске, когда я сказал — ребята, у вас есть котел дебальцевский, — мне устами одного из посланников Петра Порошенко сказали, что у нас котла нет в Дебальцеве. И все, кто там сидит, они нормально воюют, они нормально типа защищаются. Говорю: если вы сдадитесь — будете жить. Ваш президент вас предал. Вы для него — никто. Хоть вас там пять тысяч, хоть 50. Вы для Порошенко — кусок мяса", — говорит глава ДНР Александр Захарченко.
Другие украинские солдаты — бойцы элитной 101-й бригады генерального штаба, командовал ими лейтенант. Несколько дней они охраняли блокпост без еды и боеприпасов, а потом решили сдаться.
Дебальцево — стратегический объект. Здесь находится узловая железнодорожная станция, связывающая Донецк с Луганском. Именно здесь украинские генералы готовили плацдарм для наступления. Здесь возводились эшелонированные укрепрайоны, и отсюда украинские артиллеристы вели огонь из всех орудий по ближайшим селам и городам.
Палили кругом. Это — освобожденное ополченцами село Никишино. Здесь руины — разбиты школы и детские сады. Местным жителям возвращаться некуда — все дома разбиты. Воронки от снарядов — в человеческий рост. В селе Редкодуб картина аналогичная — руины и разбитая военная техника. Передвигаться по дорогам — смертельно опасно.
Такой же смертельной опасности могут подвергнуться и наблюдатели ОБСЕ. Как и президент Порошенко в Минске, украинские военные вводят наблюдателей в заблуждение — мол, в Дебальцеве тишина. На самом деле здесь — пекло и смерть. Украинские военные стреляют, не разбирая. В рядах военных — паника и страх.
"Из-за непрекращающихся обстрелов мы пока не имеем возможности провести там инженерную разведку и гарантировать безопасность трассы. При этом с утра мы услышали много заявлений из Киева о якобы нашем отказе пропустить по этой дороге в Дебальцево наблюдателей миссии ОБСЕ. Мы не можем расценивать подобные действия Киева иначе, как спланированную провокацию против представителей авторитетной международной организации с целью дальнейших обвинений в адрес Донецкой народной республики в срыве Минских договоренностей. До тех пор, пока украинские войска не прекратят обстрелы населенных пунктов и дорог вокруг Дебальцева, никто не может гарантировать безопасность работы наблюдателей ОБСЕ в этом районе", — заявил заместитель командующего штабом ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин.
Командование ополченцев с самого начала предложило украинским военнослужащим выйти, однако Киев отказался признавать факт окружения. Тысячи солдат оказались брошены на произвол судьбы. После соединения армий ЛНР и ДНР они обречены. Впрочем, шанс еще есть — надо только сложить оружие.