Мир сегодня скорбит по великой Майе Плисецкой. Легендарная балерина скончалась накануне в Германии, не дожив всего несколько месяцев до своего 90-летия. Глубокие соболезнования ее родным и близким выразил президент России Владимир Путин. Имя Майи Михайловны, блиставшей на лучших мировых сценах, более чем на полвека фактически стало символом русского балета.
Первое правило Майи Плисецкой — не подражать никому. Еще одно — важно танцевать музыку, а не под музыку. Чувственная роль Одетты-Одиллии стала классикой балета. "Лебединое озеро" только на сцене Большого театра Плисецкая танцевала 800 раз.
На гастролях публика, отбивая ладони, вызывала на бис, и она никогда не отказывала — исполняла по четыре раза подряд. Правда, повторов не любила: выходила из разных кулис, появлялась то спиной, то лицом. Неизменны были только эти немыслимые руки.
В 1996 году на Красной площади был последний раз, когда она танцевала умирающего лебедя. А первый — в Свердловске, в эвакуации в 1942 году. Тогда ей было всего 17 лет. В 1932 году ее отец возглавил "Арктикуголь". Вместе с папой маленькая Майя улетела жить на Шпицберген. В 1935 году отца вызвали в столицу, дали новую квартиру, а потом вдруг исключили из партии, уволили с работы. Накануне 1 мая 1937 года ему дали билеты на гостевые трибуны первомайского шествия. Туда Михаил Плисецкий собирался с дочкой, но в ночь перед первомаем его арестовали. Незнакомые люди. Грубость. Обыск. Враг народа. Семью перестают замечать на улице, с ними не здороваются соседи. До хрущевской "оттепели" Майя считалась дочерью врага народа, тем не менее, она танцевала на дне рождения Сталина. Отца Плисецкой расстреляют в 1938 году. Через два месяца прямо в Большом театре арестовали его жену — актрису немого кино, которая отказалась клеветать на мужа, что он шпион и враг народа. Вместе с сыном-грудничком ее отправили в Бутырскую тюрьму. Затем — ссылка в Казахстан, в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. О том, что муж расстрелян, Рахиль узнает через 27 лет. Тогда, чтобы Майю и ее брата не отдали в детдом, их удочерили тетя и дядя, танцовщики Большого театра Суламифь и Асаф Мессереры.
"Ей было лет 15, и он написал такое письмо в лагерь своей сестре Рахили, что девочка настолько талантлива, что он уверен — она станет выдающейся танцовщицей. И она всю жизнь, 40 лет, даже больше, занималась в классе, который давал мой отец в большом театре", — рассказал театральный художник, народный художник РФ, двоюродный брат Майи Плисецкой Борис Мессерер.
"Характер — это и есть судьба", — любила повторять Майя Михайловна. Дебют на сцене состоялся у девочки в первом классе хореографической школы. Майя изображала трусливого генералиссимуса Чан Кайши. Сразу после выпускного московского хореографического училища Плисецкую зачислили в труппу Большого театра, и ему она осталась верна навсегда.
"У любого человека, даже не очень любящего балет и знающего, что такое балет, если вы спросите, кто такая Майя Плисецкая, они вам скажут: "Балерина, которая работала в Большом театре". А если это люди, которые близки балету, они знают, что такое для русского балета и для ХХ века великая балерина Майя Плисецкая", — отметил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Плисецкая стала явлением, хотя сама прима скромно считала, что сегодня ее не приняли бы даже в балетное училище. Говорит "непродавленная коленка и подъем средненький". Возраст, кажется, был только формальностью. Одно из восьми золотых правил Плисецкой — не стареть. Она оставила сцену в 65, но продолжала участвовать в концертах, давать мастер-классы. Невероятная форма, походка, осанка. Сама она объясняла это просто: "никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги".
"Люди чувствуют и понимают, не надо правильно или неправильно — не важно! Тронуло это душу, задело это вас, а лучше, если слезы вызвало, значит, искусство", — говорила Майя Плисецкая.
Ее душа всегда была нараспашку: и на сцене, и в жизни. Всегда откровенные интервью, и целая книга "Я, Майя Плисецкая", в которой жизнь, посвященная единственному — Щедрину, с которым ее познакомила муза поэта Владимира Маяковского Лилия Брик.
С тех пор, как познакомились, они не расставались всю жизнь. В ЗАГСе им пожелали состариться на одной подушке. От того, наверное, королева сцены, звезда мирового балета, своей основной удачей считала все же личное счастье. Так и говорила: "Главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать".
"Когда ее одолевают очень: дайте автограф, я беру и пишу: "Муж Майи Плисецкой", — сказал композитор, народный артист СССР Родион Щедрин.
Она любила, когда ее называли "фрау Щедрин". Это были почти 60 лет взаимного вдохновения: она помогала ему завершить произведения, поддерживала, когда запрещали спектакли и вместо "Кармен Сюиты" в афише появлялся "Щелкунчик". Выступала в качестве балетмейстера — сама ставила и танцевала "Анну Каренину", "Чайку", "Даму с собачкой", а он творил для нее и подписывал партитуры "Майе Плисецкой. Вечно".
"Опора, поддержка — все это был Щедрин. Если бы он для меня не написал эти балеты и не старался бы их продвинуть, а их запрещали, я бы ничего это не получила. Вся вторая моя половина жизни на сцене — это все он", — рассказывала Плисецкая.
"Когда в Большом театре восстанавливалась "Кармен Сюита", Майя Михайловна пришла и репетировала со мной, рассказывала, показывала, как всегда, свои руки. Только очень светлые воспоминания", — отметила народная артистка России Светлана Захарова.
"Она была как бы из всех эпох. Она создавал вещи, которые были вне ее времени. Артисты такого уровня, они ведь не умирают. Умерло ее тело, но ее искусство продолжает жить", — сказал режиссер Доменик Делюш.
Еще две недели назад она была в Москве, обсуждали юбилей — в ноябре Майе Плисецкой исполнилось бы 90. Она должна была вновь танцевать на той самой сцене, с которой никогда не уйдут ее бессмертные номера.