Подписания итогового соглашения по иранской ядерной программе в Лозанне не произошло. Делегация из Тегерана решила взять паузу. И, несмотря на то, что по ключевым аспектам министры стран-участниц швейцарского съезда вроде бы договорились, эксперты уже второй день не могут подготовить финальную декларацию. Напряженность усиливает давление США на Иран. Если дипломатические пути решения вопроса не будут найдены, Республику ждут новые, более жесткие санкции.
Переговоры по ядерной проблеме Ирана, похоже, перешли в стадию игры нервов. Белый дом в случае провала дипломатических усилий грозит Тегерану новыми еще более жесткими санкциями и даже возможным применением силы. Госсекретарь Керри из Лозанны регулярно отчитывается президенту США о ходе переговоров по защищенному каналу видеосвязи. Журналистам предоставили только фото из ситуационной комнаты Белого дома. За столом с Обамой — вице-президент Байден, министр обороны и энергетики, помощники по национальной безопасности. Они обсуждают дальнейшую стратегию на переговорах. Будет ли она более гибкой или более агрессивной, пока не ясно.
Впрочем, сам Белый дом находится под сильнейшим давлением Конгресса. Законодатели опасаются, что возможная сделка нанесет урон безопасности ближайшего союзника США — Израиля. Спикер нижней палаты Джон Бейнер отправился в Иерусалим, чтобы поддержать премьера Нетаньяху, который выступает категорически против соглашения с Ираном в нынешнем виде. "Наша делегация провела последние пять дней в разъездах по всему Ближнему Востоку, — рассказал Бейнер. — Независимо от того, где на Ближнем Востоке мы были, нам говорили везде то же самое: что мы не можем продолжать закрывать глаза на угрозы, с которыми все мы сталкиваемся. Я также хочу добавить, что отношения Соединенных Штатов и Израиля сейчас крепче, чем когда-либо".
По приглашению спикера Бейнера 3 марта сам Нетаньяху приезжал в Вашингтон. Он собрал аншлаг на Капитолийском холме и сорвал овации, но вместе с тем вызвал дипломатический скандал. Ведь Белый дом Нетаньяху в Вашингтон не звал, вопреки желанию администрации тот все равно приехал, и Обама отказался встречаться с израильским лидером.
Взвинтили напряженность и сообщения газеты Wall Street Journal о том, что представители Израиля шпионили за американскими дипломатами, которые вели переговоры по иранской ядерной проблеме. И более того — делились этой информацией с американскими конгрессменами, чтобы убедить их занять более жесткую позицию по Ирану. В Тель-Авиве все обвинения категорически отрицают.
У Обамы своя игра. Подобно Ричарду Никсону, который открыл для США Китай, нынешний хозяин Белого дома хочет открыть миру Кубу и Иран. До конца последнего президентского срока Обамы осталось менее двух лет, и глава США не желает больше попадать в истории. Он хочет в историю войти.