Неожиданное развитие получила тема пожара в библиотеке ИНИОН, что произошел 30 января. Храм общественно-научной мысли тушили два дня. Сгорели более 5 миллионов ценнейших экземпляров книг и документов. И вот на прилавках букинистов стали появляться книги с устойчивым запахом гари и штампом библиотеки ИНИОН. Выходит, пока одни спасали, другие мародерствовали. Сколько унесли, даже и неизвестно.
8 апреля сотрудники Уголовного розыска задержали на Арбате двух граждан, которые пытались сбыть 12 книг, похищенных в ИНИОНе. Интересно, что против них возбуждено уголовное дело, а против директора библиотеки Пивоварова — нет. Директор, как ходил на работу в свой кабинет, так и ходит, как получал зарплату и финансирование, так и получает, даже выговор не схватил.
Подумаешь, библиотека! Не торговый же центр сгорел. Хороший сигнал другим директорам библиотек — мол, жги свою библиотеку — ничего тебе не будет, не торговая же точка. Значит, и книжки можно продавать. И до, и после?
Обломки стен Фундаментальной библиотеки сбрасывают вниз вместе со строительным мусором. Здание эпохи советсткого конструктивизма почти полностью лишилось третьего этажа. В зияющих окнах — покосившиеся стеллажи с книгами, ветер гоняет по двору листы каких-то изданий. Страница из труда про Конституцию и фундаментальные законы застряла в ветвях шиповника.
В огне пожара погибли и оказались повреждены более двух миллионов изданий. Но на этом потери не закончились. В отделе полиции по району Арбат, как в букинистической лавке, что ни день, то новинки. Отечественные записки XIX века изъяли на лотках торговцев — уцелевшее в огне издание украли.
Журнал "Современник", "Епархиальные ведомости" и даже труды Киевской духовной академии с экслибрисом о принадлежности к библиотеке графа Шереметьева — все было украдено во время работ по разбору завалов. Воровали наемные рабочие с одним желанием — поскорее сдать раритеты перекупщикам. Двоих молодых людей взяли на Арбате, при них оказались 12 книг из ИНИОНа.
Обоих "книголюбов" Черемушкинский суд арестовал на два месяца. Выяснилось, что молодых людей на работу в библиотеку нанимали на вокзале, а у одного из них даже не было паспорта. Это не помешало попасть в хранилище, откуда книги выносили в коробках.
Куда еще прячут книги рабочие и сколько фолиантов оказались на черном рынке, никто оценить не берется. В московских отделах полиции лежат 30 пропахших гарью изданий из ИНИОНа. Теперь это — вещдоки. Торговцы на Арбате уже после скандала, не смущаясь, оборачивали обгоревшие книги в целлофан и снова выкладывали на прилавки.
Издания XIX века сдавали перекупщикам за бесценок, по тысяче рублей. Эксперты Российской государственной библиотеки только 12 изъятых книг и журналов оценили в 100 тысяч рублей, несмотря на их удручающее состояние.
"То, что мы увидели, конечно, имеет состояние плачевно. Книги залиты, в подтеках, остатки от пожарищ. На них уже есть грибок. Издания утратим", — вздыхает Ирина Вялых, главный специалист РГБ.
Чтобы спасти огромные собрания по социальным и гуманитарным наукам, необходимы долгие годы работы реставраторов. Пока же на хладокомбинатах просто не хватает места, чтобы заморозить промокшие издания и тем самым не допустить их гибели.
Из сгоревшего здания Фундаментальной библиотеки ИНИОН продолжают вывозить так называемый мокрый фонд — залитые при тушении водой книги. Их число огромно, превышает четыре миллиона. Пока вывезли лишь пятую часть.
Чтобы просушить книги, нужны специальные криогенные установки, а счет идет на миллионы штук. Операция растянется на годы. Пожар в Фундаментальной библиотеке не зря называли "Чернобылем российской науки".
"Эта ситуация развивается уже третий месяц. Катастрофа идет по нарастающей. То, что еще можно было бы спасти, не особо спасается", — сказал Олег Назаров, доктор исторических наук, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня".
Сотрудники ИНИОНа занимают два этажа в здании Академии Сельхознаук. Здесь же и кабинет директора Юрия Пивоварова. По его словам, вывозом промокших книг занимаются привлеченные компании, они же набирают наемных работников. Как среди них оказываются люди с судимостями, без документов, — загадка.
"Мы — погорельцы, нам очень тяжело. На кону — авторитет института, работа этой библиотеки. Это горе для нас, мы переживаем, делаем все, чтобы этого не было", — заверяет Пивоваров.
"Каждый нормальный и порядочный человек снимает с себя обязанности, пишет заявление, а Пивоваров продолжает везде получать зарплату. Как с гуся вода! История страшна тем, что это история с большой хамской буквы", — уверена Ольга Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева при МГУ.
Библиотека Института научной информации по общественным наукам насчитывала 14 миллионов экземпляров, в сгоревшем хранилище было десять. Разбирать завалы помогали волонтеры, но сейчас в аварийном здании они уже не работают. С украденных книг никто даже не пытался вывести библиотечные штампы, только в издании промыслового налога кто-то попытался грубо замазать их обычным штрихом.
"Факт появления на черном рынке изданий сам по себе является возмутительным, поскольку мы оцениваем фонды библиотеки как национальное достояние", — подчеркнула Людмила Огородова, заместитель министра образования и науки РФ.
Трудно представить, сколько сил и средств понадобится для сохранения этого достояния — фонд ИНИОНа был четвертым по величине в России. Точные масштабы потерь невозможно оценить до сих пор. Причина пожара тоже не установлена.
Здание хотят восстанавливать, но неизвестно, выдержат ли конструкции. Сейчас над московским книжным пепелищем летают лишь белые страницы.