Россия не стремится к противостоянию с Западом, однако свои интересы будет отстаивать твердо. Об этом сегодня рассказал Владимир Путин. В ходе Международного экономического форума, который проходит в Петербурге президент говорил не только о финансах, гости ждали от него и большой политики.
Большой разговор на петербургском экономическом форуме — и это было неизбежно — в значительной степени касался событий на Украине, вокруг нее и серьезного международного напряжения. Но обсуждая этот кризис, — подчеркнул Путин, — нужно в первую очередь говорить о том, почему мир к такому кризису пришел.
"Я глубоко убежден, что после того, как так называемая биполярная система прекратила свое существование, после того, как исчез с политической карты Советский Союз, некоторые наши партнеры на Западе, в том числе и прежде всего Соединенные Штаты, они оказались в состоянии какой-то эйфории. Возникла иллюзия, что после Второй Мировой войны был один миропорядок создан и тогда был такой глобальный центр в мире, как Советский Союза, а теперь его нет, появился вакуум, и надо его быстренько заполнить. Мне кажется, что это ошибочный подход к решению проблемы. В Ираке были совершены ошибки, и многие признают. А тем не менее, все повторили в Ливии. Добрались теперь до Украины".
- Как известно, США считают, что вы вооружаете сепаратистов и используете вооруженные силы России. И многие обеспокоены тем, что это может привести к новой холодной войне, — задал вопрос американский журналист и телеведущий Чарли Роуз.
"К холодной войне приводят не локальные конфликты, а глобальные решения. Ну, например, такое, как выход Соединенных Штатов в одностороннем порядке из договора по противоракетной обороне. Вот это действительно шаг, который толкает всех нас к новому витку вооружений, потому что он меняет глобальную систему безопасности. Что касается региональных конфликтов, то, где бы они ни происходили, почему-то противоборствующие стороны всегда, я хочу это подчеркнуть, всегда где-то находят оружие. И это так же справедливо и для восточных регионов Украины. Ведь до тех пор, пока подразделения армии и так называемые батальоны, националистические вооруженные формирования, не появились на этих территориях, там не было никакого оружия. И не было бы, если бы с самого начала пытались решать вопросы мирными средствами. Оно там появилось только после того, как людей начали убивать с помощью танков, артиллерии, систем залпового огня и авиации. И там появились те, кто сопротивляется. Как только будет предпринята попытка политическими средствами решать этот вопрос, там и оружия этого не будет", — пояснил Владимир Путин.
Россия настаивает на выполнении минских договоренностей, их соблюдение по пунктам — это главное, что, по словам Путин, нужно делать сейчас.
"Хочу еще раз подчеркнуть, если бы нас что-то не устраивало, мы никогда бы не поставили подпись свою под этим документом. Вместе с тем, хочу обратить и ваше внимание, и всех наших партнеров: мы не можем это сделать в одностороннем порядке. Мы постоянно, каждый день слышим одно и то же, как мантру повторяют одно и то же, что Россия должна повлиять на юго-восток Украины. Мы влияем, но решить эту проблему только с помощью нашего влияния на юго-восток невозможно. Нужно влиять и на сегодняшние официальные власти в Киеве. А этого мы сделать не можем. Это та дорога, по которой должны пройти наши западные партнеры, европейцы и американцы. Давайте вместе работать", — призвал президент России Запад.
- Что вы хотите от киевского правительства, что оно должно сделать?
"Мы ничего не хотим, — ответил Путин на вопрос, чего он хочет от киевского правительства. — Это народ Украины должен чего-то хотеть, чтобы украинское правительство сделало, или хотеть, чтобы оно не делало. Мы считаем, что для урегулирования нужно, как я сказал, исполнить минские соглашения. Нужно распространить принятый ранее закон "Об особом статусе этих территорий, Луганской и Донецкой непризнанных республик", распространить, начать его применять, этот закон. Он принят, принят, но до сих пор не реализуется. СКЛ Наши друзья в Киеве исполнили формально это решение, но одновременно с принятием постановления Рады об имплементации этого закона они в сам закон внесли изменения, по-моему, в статью 10, которая полностью дезавуировала вот это действие. Но это манипуляция, и ничего больше. А нужно переходить от манипуляций к практической работе".
Модератор форума — известнейший американский журналист, фактически главный интервьюер США, ведущий CBS News, задавал Путину один вопрос за другим, так или иначе уточняя: так все-таки, что не так в отношении России и США?
"Нам постоянно пытаются навязывать свои стандарты и свои решения, не сообразуясь с нашим пониманием наших собственных интересов. Нам, по сути, говорят, что мы, мы лучше, то есть, в Соединенных Штатах лучше знают, что нам нужно. Позвольте нам самим определить наши интересы и наши потребности, исходя из нашей собственной истории, из нашей культуры", — ответил президент.
"Я все время это слышу. Россия хочет, чтобы ее уважали. А вы не хотите? А кто не хочет? Кто хочет, чтобы его унижали? Странна даже такая постановка вопроса. Как будто это какой-то эксклюзив Россия для себя требует, чтобы нас уважали. Кому-то приятно, чтобы на него плевали что ли? – задал риторические вопросы глава российского государства. – Но дело даже не в уважении. Мы с ЕС 17 лет вели переговоры по условиям присоединения к ВТО, теперь одним разом решили через Украину зайти на таможенную территорию РФ. Разве так делается? А на наш вопрос и наше предложение провести консультации нам ответили: "это — не ваше дело". Так разве решаются вопросы вообще, а в отношении России — в частности? Причем здесь какой-то тезис о пустом уважении? Дело не в уважении. Дело в том, что мы хотим, чтобы наши интересы учитывались. Помните тезис — "кто не с нами, тот против нас"? Это что диалог? Это ультиматум. С нами не надо разговаривать языком ультиматумов! Ведь до того, как властные структуры в Ираке и сам Саддам Хусейн не были уничтожены, там не было никаких террористов. Давайте мы не будем про это забывать. Вообще об этом сегодня никто предпочитает не говорить. Кто создал условия и как были созданы условия для вспышки терроризма на этих территориях? Неужели не понятно? После вторжения в Ирак всех разогнали, уничтожили, Саддама повесили. Дальше что? Дальше — ИГИЛ. А в Ливии что происходит? Вообще государство перестало существовать. Дезинтеграция полная", — продолжил выступление президент России.
Такой же сценарий, судя по всему, был предназначен и для Сирии. И уже весь регион охвачен быстро прогрессирующей террористической гангреной.
"Вот Соединенные Штаты поддерживают Ирак, поддерживают и вооружают армию, обучают армию. Двумя-тремя ударами ИГИЛ (запрещена в РФ)захватил столько оружия, что, наверное, у иракской армии его нет в таком объеме. И бронетехнику, и ракеты. Вот это, широкая общественность мало об этом знает. Совсем недавно. Сейчас ИГИЛ вооружен лучше, чем иракская армия. И это при поддержке Соединенных Штатов все происходит. Вроде оттуда ушли, но по данным наших специальных служб и по информации, которую мы получаем из самого Ирака, тысячи американских военнослужащих до сих пор находятся в Ираке. А результат? Печальный и трагический. Вот мы не хотим, чтобы все то же самое повторилось в Сирии", — говорит президент.
- Но Россия призовет Асада уйти в отставку?
"Наш модератор — настоящий американец. Я говорю: без вмешательства, без вмешательства извне! А он меня спрашивает, готовы ли вы призвать президента Асада уйти в отставку? Это может сделать только сирийский народ. Как же такие элементарные вещи мы упускаем?"
- Под вашим руководством Россия изменилась, Россия стала сильнее с военной точки зрения. Россия выглядит более агрессивной. Я подозреваю, вам не понравится, что я использую термин "агрессивная"?
"Мне не понравилось, что вы говорите об агрессивном характере нашего поведения. Вы правы, мы не ведем себя агрессивно. Мы не ведем себя агрессивно, мы более настойчиво и последовательно начали отстаивать свои интересы. Мы долгое время, можно сказать десятилетия, спокойно молчали и предлагали всякие элементы сотрудничества. Но постепенно у нас все отжимали, отжимали, отжимали. Уже поджали к такой черте, за которую дальше мы не можем отступить. И это должно быть понятно. Россия не претендует на какую-то гегемонию. Она не претендует на какой-то эфемерный статус сверхдержавы. Мы никому не навязываем своих стандартов и моделей поведения или развития. Мы хотим равноправных, равноценных отношений со всеми участниками международного сообщества", — подчеркнул Владимир Путин.
Такие отношения удалось выстроить России и Китаю. Но это почему-то у стран Запада вызывает подозрительность и раздражение.
"Американские аналитики, политологи, экономисты говорят о разворачивании самих США в сторону Китая. Китай — растущая экономика. И не только Россия, почему, весь мир смотрит на Азию, весь. И Европа тоже ищет возможности развивать отношения, ну а нам-то сам Бог, как говориться, велел. Мы-то соседи, — говорит Путин, — Это естественное движение. Кроме всего прочего у нас есть некоторые ценности, которые мы отстаиваем на международной арене совместно и весьма эффективно. Это равноправный доступ к решению ключевых международных вопросов".
- А это может привезти к антизападным интеграционным процессам?
"Мы вообще ни с кем, в том числе и с Китаем, а Китай тоже ни с кем, насколько я понимаю китайскую политику, не строит отношения против кого-то. Мы не строим союзов против, мы строим союз за. За то, чтобы реализовывать свои национальные интересы. И обращаю внимание: вы расширяете Северо-Атлантический блок НАТО. Советского Союза нет! Блок ведь создавался как противодействие Советскому Союзу. Советского Союза нет, Варшавского договора нет, а блок НАТО не только существует, но еще и расширяется. Вы это делаете. А мы с Китаем не создаем никаких военных блоков. У нас нет блокового мышления, мы пытаемся, и насколько я чувствую, у нас это получается, мы пытаемся и делаем это — мыслим глобально, распределяя не только ответственность, но и стремясь найти взаимоприемлемые развязки и компромиссы. Мы никогда не действуем с позиции силы. Мы всегда ищем решение, причем решение в рамках переговорного процесса", — ответил на заданный вопрос глава российского государства.
О том, что мир меняется стремительно, но на Западе этого не хотят признавать, публично заявил лидер Греции. Премьер страны, находящейся на грани выхода из зоны евро, объяснил, почему он посчитал важным приехать сегодня в Петербург.
"Многие задаются вопросом, почему я нахожусь здесь, а не в Брюсселе на переговорах? Я нахожусь здесь именно потому, что Россия играет важнейшую роль во всех международных процессах. Мы в Европе испытывали иллюзию в течение долгого времени, воспринимая себя как пуп земли,в буквальном смысле, как центр мира. И продолжали рассчитывать только на наше ближайшее окружение. Но тем не менее экономический центр планеты уже передвинулся. новые возникающие силы играют все более важную роль. В экономическом и геополитическом уровне", — констатировал Алексис Ципрас.
После выступления Ципрас не сразу занял свое место в зале, а отдельно поздоровался с главами ключевых российских компаний. Греция собирается участвовать в проекте "Турецкий поток", у нее с Россией много и других проектов, несмотря на санкции.
"Греция является важным партнером России в Европе. Мне приятно, что у нас постоянные устойчивые контакты на всех уровнях. Однако, в силу известных причин наши торгово-экономические связи находятся на спаде, к сожалению. В 2014 году объем товарооборота снизился сразу на 40%", — с сожалением отметил Путин.
"Мы переживаем время, полное возможностей, вызовов. И мне кажется, что сотрудничество между двумя нашими странами может дать результ и нужно использовать эти вызовы", — заявил в ответ Ципрас.
Экономика Греции, безусловно, пострадала от антироссийских санкций. От них пострадала вся Европа. О гигантских убытках пишут сегодня авторитетные немецкие издания и на форуме эти цифры, безусловно, тоже обсуждают.
"До 100 миллиардов потери могут быть у европейских производителей. У нас снизился товарооборот с Европой почти на треть, на четверть, на четверть примерно. Но я уверен, я знаю точно, никто не хочет вообще никаких потерь. Если иметь в виду, что у нас падение, а в еврозоне то, там многие специалисты, не наши, европейские говорят о стагнации практически. Поэтому если мы хотим обеспечить безусловный рост мировой экономики, и в Европе, и в России, и в целом, то мы конечно должны избавляться от всяких санкционных дел, а тем более незаконных, вне рамок ООН принятых, а совместно работать", — комментирует Владимир Путин.
"Я надеюсь, что сейчас все в Европе уже поняли, что от санкций Европа сама пострадала и очень значительно. У меня компания среднего размера. Мы работаем на международной арене. Нам очень нравится работать с китайцами. Почему Россия не должна делать то же самое? В какой-то степени трагично то, что мы дали санкциями толчок к этому повороту. От санкций нужно уходить", — уверен Хайнц Герман Тилле, председатель компании Knorr.
Несмотря на западные ограничения, несмотря на падение цен на нефть, мрачные прогнозы о ситуации в российской экономике, по мнению Путина, не сбылись.
"Еще в конце прошлого года нам предрекали, и вы это хорошо знаете, глубокий кризис. Этого не произошло. Мы стабилизировали ситуацию, погасили негативные колебания конъюнктуры и уверенно проходим через полосу трудностей. Мы сохранили контроль над инфляцией. Да, она подскочила из-за девальвации рубля, но сейчас эта тенденция идет на убыль. После значительного роста цен в первые три месяца текущего года — в январе, напомню, это было 3,9%, в феврале — 2,2%, а в марте уже 1,2%. В апреле инфляция выросла на 0,5%. У нас есть тенденция очевидная, мы ее видим, на снижение. Мы не допустили скачка безработицы. Сейчас она составляет 5,8% от экономически активного населения. Оперативно принятые меры поддержки экономики и финансовой системы в целом сработали, безусловно, сработали", — заверил Путин.
Россия переходит к повестке развития, страна не собирается ни от кого закрываться и будет сотрудничать со всеми, кто готов к взаимовыгодным отношениям. Ведущим иностранным бизнесменам, приехавшим на форум, российскому бизнесу, безусловно, было очень важно услышать эти слова.
"Всегда интересно беседовать со своими коллегами. Это важно. А тем более, когда президент России отвечает в течение двух часов практически на любые вопросы", — остался очень доволен форумом глава компании Total Патрик Пуйане.
"Мы много раз говорили, что у нас хорошие отношения с "Роснефтью". Мы активно инвестируем, ведем совместную работу на нефтяных и газовых месторождениях. Эта работа важна для обеих компаний", — констатировал гендиректор BP Роберт Дадли.
- Большой очень разговор, важный. Какие итоги?
"Много иностранных инвесторов. Все подтверждают, что будут и дальше инвестировать в Российскую Федерацию. Уходить никто не собирается", — отвечает первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.
"Санкт-Петербург, несмотря на попытки некоторых политиков, вновь стал главной экономической площадкой, куда приехали ведущие специалисты в сфере экономики. Владимир Владимирович выступил с очень открытой, уверенной и прагматичной речью. Он сделал очень важные акценты: несмотря на санкции вокруг России, мы не закрываемся, мы, наоборот, как он сказал, выступаем за свободу, за экономическую свободу, за расширение, развитие нашего сотрудничества со всеми государствами", — в свою очередь расставила акценты глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.
"Президент явно дал понять, что мы не собираемся ни вставать на путь каких-то защитных мер в отношении Запада, не собираемся никого прижимать здесь внутри, потому что ситуация вовне становится сложной. Нет. Это продолжение нашего курса на действительно открытую экономику, как для российских, так и для западных инвесторов. Я думаю, это важно. Это бизнес хотел услышать", — считает глава ВТБ Андрей Костин.
"Президент четко сказал, что будет создавать условия для конкуренции. Не будет монополии. Для нашей компании это очень важно, потому что много игроков осталось на энергетическом рынке", — отметил глава "ЛУКойла" Вагит Алекперов.
"Больше давать свободы – это правильно. Что меня разочаровало – мы уже слышали многие предложения о хороших шагах, о снижении административного бремени, контрольного, правоохранительного, но за этот год оно усилилось. Реформа государственного управления является важнейшей. Иначе все такие задачи и цели, которые ставит президент, не будут исполняться", — поделился своими опасениями экс-министр финансов России Алексей Кудрин.
"Акцент сделал бы на информацию, которую сообщил Владимир Владимирович, о том, что прошли первые торги в двух валютах – в рубле и в юане. Я считаю, что это свидетельство последовательного приближения к такой ситуации, когда монополия одной резервной валюты будет разрушено", — подчеркнул глава РЖД Владимир Якунин.
"Несмотря на самые мрачные прогнозы, я должен сказать, что объем инвестиций в основные фонды не уменьшается, а увеличивается. За последние месяцы он увеличился на 3% в сопоставимых ценах. А количество зарегистрированных безработных составляет меньше 0,5%", — внес свой вклад в обмен мнениями о форуме мэр Москвы Сергей Собянин.
Петербургский форум продолжается. 20 июня у бизнесменов, экономистов и политиков еще десятки переговоров.
Петербургский форум, несмотря на западные антироссийские действия, на западную риторику, это вновь конкретные многомиллиардные соглашения. А, значит, и важнейший сигнал: партнеры у России будут всегда.