Самая важная новость дня — совершенно неожиданный удар, который Россия нанесла по позициям "Исламского государства" при помощи высокоточных крылатых ракет. Причем здесь Россия использовала все преимущества своей огромной территории. Ракеты были выпущены с военных кораблей, находящихся в Каспийском море. То есть, примерно за полторы тысячи километров до целей в Сирии, которые были успешно поражены. Это было первое в истории России боевое, а не учебное применение крылатых ракет. Корреспондент "Вестей" Андрей Григорьев в этот момент находился на борту одного из кораблей.
Ночное небо над Каспием озаряется так, будто все происходит днем. Российские крылатые ракеты одна за другой уходят в сторону Сирии.
Ударная группа ВМФ России состоит из четырех кораблей: флагмана — ракетного корабля "Дагестан", а также малых ракетных кораблей "Град Свияжск", "Углич" и "Великий Устюг". По объектам инфраструктуры "Исламского государства" бьют прицельно. Все корабли оснащены современным высокоточным ракетным комплексом "Калибр НК", а он способен поражать цели с точностью до 3 метров на всей территории Сирии, в любое время суток и при любой погоде.
Министр обороны России Сергей Шойгу во время доклада Верховному главнокомандующему уже знает результаты этого удара по базам террористов. Все намеченные цели, а их было 11, поражены. Владимир Путин дает высокую оценку операции.
"В соответствии с вашим решением, с 30 числа продолжаем выполнять задачи по нанесению поражения ИГИЛ, "Джебхат ан-Нуср (запрещена в РФ)е" и другим террористическим организациям, находящимся на территории Сирии. С 30 сентября по сегодняшний день нанесены удары по 112 объектам, интенсивность ударов нарастает. За последние двое суток — интенсивная работа разных видов разведок, обнаружено большое количество объектов ИГИЛ. Это пункты управления, склады, скопления боевой техники, тренировочные лагеря подготовки боевиков. Для их поражения кроме авиации сегодня утром привлекли корабли Каспийских флотилий, четыре ракетных корабля, произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования по 11 целям. По данным объективного контроля, все цели были уничтожены, гражданские лица не пострадали. Результаты ударов подтвердили высокую эффективность ракет на больших расстояниях — почти полторы тысячи километров. 23 самолета ударной авиации также с утра сегодня продолжают наносить удары по позициям боевиков. За это время, с 30 числа, уничтожено 19 пунктов управления, 12 складов с боеприпасами, 71 единица бронетехники, заводы и мастерские по взрывоопасным взрывчатым веществам и самодельным взрывным устройствам, которыми начиняются машины, 6 таких мастерских и заводов уничтожено за это время. Продолжаем работу по намеченному плану", — доложил президенту министр обороны России Сергей Шойгу.
"Мы знаем, насколько сложны операции подобного рода, антитеррористические. И, конечно, подводить итоги еще рано, но то, что сделано до сих пор, безусловно, заслуживает высокой положительной оценки, — поддержал главу оборонного ведомства Владимир Путин. — И работа министерства обороны в целом, и работа специалистов Генерального штаба, и тех наших офицеров, военнослужащих, которые действуют на месте. Конечно, особой благодарности заслуживают летчики, которые работают в Сирии и, как показала практика применения высокоточного оружия, моряки Каспийской флотилии. То, что мы провели эти стрельбы из акватории Каспийского моря на расстояние около 1500 километров высокоточным оружием и поразили все намеченные цели, это, конечно, говорит о хорошей подготовке и предприятий оборонно-промышленного комплекса и о хорошей выучке личного состава".
"Спасибо", — отвечает Сергей Шойгу.
В Национальном центре управления обороной раскрывают подробности российских ударов из акватории Каспийского моря. Корабли находились в юго-западной его части. Атака готовилась несколько дней в тесной координации с разведками Сирии, Ирана и Ирака. Все выбранные цели имеют непосредственное отношение к боевикам ИГИЛ. Это военные базы террористов, заводы по производству взрывчатых веществ и хранилища ГСМ.
"5 и 6 октября разведкой был вскрыт ряд важных объектов боевиков, которые подлежат немедленному уничтожению. Для их поражения было решено использовать крылатые ракеты большой дальности. Выполнено 26 пусков крылатых ракет морского базирования "Калибр" по 11 целям террористических группировок ИГИЛ (запрещена в РФ)и "Джебхат ан-Нусра" на территории Сирийской Арабской Республики. Это заводы по производству снарядов и взрывных устройств, пункт управления, склады боеприпасов и горючего, а также базы подготовки террористов в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо. Поражая эти объекты, мы снижаем мобильность боевиков и лишаем их возможности проводить резонансные террористические акты. Пуски крылатых ракет осуществлялись с ракетных кораблей "Дагестан", "Град Свияжск", "Великий Устюг" и "Углич". Маршруты и время пролета нами были согласованы заранее. В результате ударов все запланированные цели были уничтожены", — доложил начальник главного оперативного управления Генерального штаба российской армии, заместитель начальника Генштаба Андрей Картаполов.
Рассказали в Минобороны и про сами крылатые ракеты большой дальности. Это ракеты морского базирования 3М14 "Калибр". Приняты на вооружение они всего 3 года назад. Длина ракеты — 6 метров. Дальность пуска — до 2,5 тысячи километров, скорость полета — до 240 метров в секунду. Высота, на которой они летят, — 20 метров над поверхностью моря и примерно 50 метров над землей. При этом крылатые ракеты способны огибать любой рельеф местности.
Военные показали реконструкцию этой атаки. Маршрут ракет был проложен по горной и лесистой местности, не населенной людьми, чтобы исключить любую опасность для местных жителей. Каждая ракета имела четко определенную цель. Причем все подрывы фиксировались беспилотниками. На предоставленных кадрах прекрасно видно, что ракеты попадают точно в военные цели ИГИЛ. И это исключает любые претензии к российским вооруженным силам.
"Российские вооруженные силы продолжают безосновательно обвинять в нанесении ударов по гражданским объектам. Мы предлагали нашим партнерам обменяться координатами объектов ИГИЛ. Однако наше предложение до сих пор остается без ответа. Это означает что либо у наших партнеров нет координат этих целей, либо они по какой-то причине не хотят, чтобы мы по объектам ИГИЛ наносили удары. Причина этого пока для нас остается неясной", — подчеркнул Андрей Картаполов.
При этом в Генштабе подчеркивают: эти атаки приходилось несколько раз переносить — террористы оставались в населенных пунктах. Команда о начале операции прозвучала лишь когда разведка дала на это добро.
Владимир Путин в разговоре с министром обороны затронул и тему будущего политического урегулирования.
"Вместе с тем, мы понимаем, что конфликты подобного рода должны заканчиваться решением политических вопросов. Сегодня с утра я еще раз говорил на эту тему с министром иностранных дел Российской Федерации. В ходе последнего визита в Париж президент Франции господин Олланд высказал интересную идею, согласно которой, можно было бы, по его мнению, попробовать во всяком случае, объединить усилия армии правительственных войск, армии президента Асада и так называемой "Свободной сирийской армии". Правда, мы пока не знаем, где она и кто ее возглавляет. Но если исходить из того, что это боевое крыло так называемой здоровой части оппозиции, то, если бы удалось объединить их усилия в борьбе против общего врага, против террористических организаций ИГИЛ и иже с ними, то тогда это создало бы хорошие предпосылки для последующего политического урегулирования в Сирии. И министерство иностранных дел будет продолжать эти усилия, имею в виду, что мы и так находимся в контакте практически со всеми оппозиционными силами. Я прошу и вас тоже по партнерским каналам эти усилия МИД России поддержать. Это первое. Второе, нужно продолжить работу с нашими иностранными партнерами, потому что без их участия, без участия Саудовской Аравии, Турции, Соединенных Штатов Америки, Ирана, Ирака и соседних государств, конечно, эту работу должным образом вряд ли удастся организовать. В этой связи у меня вопрос: как у вас идет работа по согласованию или во всяком случае по взаимному информированию на уровне военных специалистов с американскими и турецкими партнерами?" – поинтересовался у Шойгу Путин.
"Мы наладили контакт с нашими турецкими партнерами. Сегодня на уровне Центрального командного пункта турецкой армии и нашего Национального центра управления установлена прямая связь для обеспечения нашей работы вблизи турецких границ для того, чтобы не допускать инцидента с пересечением границ и в воздушном пространстве. И это первое. Второе, мы провели конференцию с нашими американскими коллегами и начали обговаривать вопросы по обеспечению совместной работы и безопасности на территории. Мы завершили рассмотрение документов, представленного Пентагоном. И сегодня будем говорить о том, что мы готовы к согласованию этого документа и началу работы по нему. Следующее, мы, конечно, вчера собрали военных атташе и предложили всем нашим коллегам, кто так или иначе причастен к этой территории, к этой работе, дать нам, если у них, конечно, такие цели есть — дать нам цели для того, чтобы мы могли более эффективно, еще более эффективно работать по подразделениям и лагерям ИГИЛ. Сегодня ждем ответа от наших коллег. Надеемся, что они скажут нам о тех целях, которые у них есть", — ответил глава российского военного ведомства.
Начали такой диалог именно российские военные, и еще 6 октября. Замминистра обороны Анатолий Антонов собрал военных атташе сразу 14 государств, в том числе и стран НАТО. Он предложил обмениваться разведывательной информацией о деятельности так называемого "Исламского государства".
Пентагон пока согласился лишь на один документ, который позволит летчикам координировать свои действия в воздушном пространстве Сирии. Предоставить американские разведданные НАТО, устами постпреда США в альянсе Дугласа Льюита, сегодня отказалось. На что официальный представитель Минобороны России заметил: США ищут причины не сотрудничать в борьбе с ИГИЛ.
Генерал-майор Игорь Конашенков подчеркивает: несмотря на все информационные атаки, российские ВКС бьют только по террористам, а вот коалиция, инициированная Штатами, — не факт!
"Мы всегда конкретно говорим куда, когда и чем бьем. А американские политики свои слова ничем не подтверждают. Почему? Потому что не могут их подтвердить! Они просто не соответствуют действительности. На закуску напомним, что американские и другие ВВС уже год наносят удары. Так вот у нас есть основания полагать, что они далеко не всегда, а точнее очень часто, бьют не по террористическим целям", — подчеркнул начальник Управления пресс-службы и информации министерства обороны России Игорь Конашенков.
Но переговоры с США и НАТО необходимо продолжать, подчеркнул Владимир Путин. Обмен данными о базах ИГИЛ был бы полезен, потому что истинная цель у нас одна — это борьба с международным терроризмом.
"Думаю, что дальше работу следует налаживать и продолжать уже в системном порядке в связи с тем, что как бы там ни было, но действительно без поддержки друг друга вряд ли сможем решить эту задачу. И это показывает предыдущая практика, потому что в течение года наши коллеги занимаются всеми этими работами. Но, к сожалению, пока ощутимого результата не видно", — пояснил министр обороны России.
"Если они считают, что они знают ситуацию лучше, поскольку уже в течение более чем года работают на сирийской территории, кстати, она (работа) незаконна. Я им об этом сказал. Но если они работают и знают ситуацию лучше, то пусть дадут нам цели, которые они выявили за это время. И мы их отработаем. Что касается дальнейшей работы, то, как мы и договаривались, рассчитываю, что она будет синхронизирована с действиями сирийской армии на земле, и наши действия наших Военно-космический сил будут эффективно поддерживать наступательные операции сирийской армии", — поставил задачу Верховный главнокомандующий.
"Владимир Владимирович, эта работа спланирована. Мы вам докладывали первые планы. И будем докладывать исполнение", — пообещал Шойгу.
"Хорошо", — согласился Путин.
Всего за неделю российская авиация, а теперь еще и корабельная группировка, нанесли 112 ударов по позициям боевиков ИГИЛ. Кроме баз и командных пунктов, это еще и бронетехника, которую боевики планировали, но теперь не смогут использовать против сирийских войск.