В Минобороны России подчеркивают, что все время полета Су-24 находился исключительно над территорией Сирии и не нарушал воздушного пространства Турции. Это зафиксировано средствами контроля. Российский самолет был сбит утром 24 ноября. О том, почему Анкара могла принять такое решение, — в программе "Факты".
"Удар в спину", — именно так в Москве расценили инцидент с нашим бомбардировщиком, выполнявшим боевой вылет в Сирии. В ООН уже заявили о том, что атака на российский самолет значительно осложнит ситуацию в борьбе с мировым терроризмом.
Без сомнений, речь идет о настоящем преступлении, а в расследовании каждого преступления важнейшую роль играют мотивы. В них мы и попробуем разобраться, разложив по полочкам все факты. Сперва коснемся правового аспекта: еще Парижская конвенция от 1919 года установила суверенитет государств на свое воздушное пространство — над сушей и морем, от нулевой точки до высоты в 100-110 километров.
В Генштабе подчеркивают, наш Су-24 воздушного пространства Турции не нарушал. Это легко проверить, ведь все перемещения воздушного судна фиксируются в малейших деталях. Но даже с оговоркой — как бы то ни было – огромные вопросы вызывает соразмерность мер, на которые пошла Анкара.
Каждое государство самостоятельно определяет порядок действий при нарушении воздушного пространства, однако есть ряд принципов, которых придерживаются все страны. Во-первых, сначала с помощью стандартного радиосигнала сообщается о нарушении. В 99% случаев на этом все и заканчивается. Если нарушитель игнорирует радиокоманды, сначала открывается огонь на предупреждение. Зачастую с помощью предупредительного огня нарушителя принуждают к посадке. Огонь на поражение — это финальная и исключительная мера. И главное – она применяется только в том случае, если действия нарушителя каким-либо образом угрожают жизни людей.
Вряд ли можно предположить, что наш бомбардировщик, выполнявший боевую задачу по борьбе с запрещенной в России группировкой ИГИЛ, каким-то образом мог угрожать интересам Турции. Только если в эти самые интересы не входит поддержка террористов. Так или иначе, представители ВВС Турции заявили о том, что в течение 5 минут сделали нашим пилотам 10 предупреждений. Однако вопросов от таких заявлений еще больше: как пилоты реагировали на предупреждение, что именно делал самолет, как он угрожал жизням турецких граждан, почему его потребовалось уничтожать?
По сообщению Минобороны РФ, самолет турецкое воздушное пространство не нарушал и "все время полета борт находился исключительно над территорией Сирии".
Еще больше вопросов к действиям турецких властей с учетом того, что между Россией и так называемой международной коалицией во главе с США был заключен меморандум о взаимодействии военных самолетов в сирийском небе.
Теперь самый интересный вопрос — почему так важен этот район? Согласно данным разведки, именно через него террористы ИГИЛ (запрещена в РФ)занимаются контрабандой нефти в Турцию. Фактически эти районы — главный источник финансовой подпитки террористов. Существует пять главных переходов. И только один из них — на территории подконтрольной ИГИЛ. Зато четыре — на территории, контролируемой так называемой оппозицией. Если присмотреться, то конкретно это территории, которые как раз и контролируют те самые туркеманы – третья по численности этническая группа в Сирии.
Ответ напрашивается сам собой. Наверное, не надо пояснять, почему Турция так хочет защитить эти районы от бомбардировок. Как именно переправляется нефть из Сирии в Турцию? Существуют четыре основных способа. На наиболее спокойных участках местные жители массово загружают канистры на лошадей и мулов и спокойно везут через границу. Чуть западнее, в районе реки Оронтес, для перевозок используются баржи. К ним на сирийском берегу веревками цепляются канистры, на турецком берегу их отцепляют. На соседнем участке используют временные трубопроводы, которые прокладывают под землей. В горных районах местные жители используют пешие тропы, по которым переходят границу.
Казалось бы, такие кустарные способы вряд ли могут быть эффективны, при этом за день всеми этими путями отгружается до 8 миллионов литров нефти. Это объем около 200 нефтевозов, и именно эту дорожку пытается пресечь российская авиация.
Нефть не зря называют "кровью джихада". Именно нефтедоллары — основа экономики ИГИЛ. Заложники, торговля древностями — это "факультатив". Полтора миллиона долларов в день из захваченных нефтескважин — вот главное. Нефтяные доходы являются главным источником финансирования террористической группы, что позволяет ей продолжать закупки боеприпасов, а также тратиться на другие сопутствующие нужды.
Объемы добычи на территории подконтрольной ИГИЛ внушительные в сутки до 30 тысяч баррелей в Сирии и еще порядка 20 тысяч в Ираке. При этом продается эта нефть по бросовым ценам: порядка 10-35 долларов за баррель. И большая часть реализовывается как раз в Турции. Таким образом ежемесячный доход ИГИЛ составляет порядка 50 миллионов долларов.
После терактов в Париже и над Синаем Россия и Франция сделали одной из основных целей нефтяную отрасль ИГИЛ. Причем авиация Пятой республики рубила с плеча, не разбирая правых и виноватых — французы начали наносить удары по объектам нефтедобычи, лишая ресурсов как ИГИЛ, так и граждан Сирии. И, кстати, мы французам этим фактом попеняли, но их авиацию никто и не думал трогать: все-таки одно дело делаем. Россия же активизировалась в уничтожении нефтевозов ИГИЛ. Результат мы наблюдаем.
Российская авиагруппа Воздушно-космических сил только за последние пять суток уничтожила более тысячи бензовозов, которые перевозили сырую нефть. В 15 километрах на юго-запад от Ракки уничтожено крупное нефтехранилище, а в 50 километрах южнее бомбардировщиками Су-34 был уничтожен нефтеперерабатывающий завод исламистов. Кроме того, в пустыне на 50 километров севернее населенного пункта Дэйр-эз-Зор были полностью ликвидированы резервуары с топливом исламистов. Нет никаких сомнений, что подобные атаки для террористов крайне чувствительны, что и подтверждает такое подлое нападение на наш бомбардировщик, такой удар в спину.